Транзитная остановка двух С-47 в Екатеринбурге стала настоящим праздником для всех уральских любителей авиации. Праздником настоящим, с чувством детского восторга и оочень длинным послевкусием. И так хочется повторить это вновь, что невольно открываешь папку с фотографиями, перелистываешь их, вспоминаешь. И как-то незаметно сам для себя нажимаешь на кнопочку "новая запись" и начинаешь писать пост про самолеты.
Тем более, что я его обещал написать.
Масло
Если спросите - какое у меня самое первое впечатление, или эмоция, ну или деталь, которая врезалась в память, отвечу: "масло".
Основные стойки и ниши шасси были обильно орошены черной жидкостью, а сразу после остановки двигателей, масло еще и бодро капало на бетон из под капотов. Особенно сильно досталось покрышкам, как будто их только что вынули из масляной ванны.
Так и хотелось спросить: "товарищ, с вами все нормально?!".
Но техники только отмахивались - масло? Масло это нормально! Средний расход масла у двигателей - 1 галлон (3.75 л.) на час работы. Беспокоиться надо, когда оно перестает течь.
Что хочу сказать - на мой взгляд, таким самолетам вся эта мазюка к лицу. Сразу видно, что это настоящий боевой аппарат, а не выставочная фифа ангарного хранения. А если вы боитесь испачкаться, то близко к нему лучше вообще не приближайтесь.
Двигатель
На бесчисленные модификации DC-3 ставили, пожалуй, не меньшее количество модификаций двигателя Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp. Какие именно двигатели стоят на "алсибовсих дугласах" мне выяснить не удалось. Табличка на кожухе редуктора оказалась излишне лаконичной, может это и совсем поздняя послевоенная модификация. Но что это R&W это точно.
Во время войны их успели произвести аж 173 618 единицы и ставили практически на все, что имело крылья, от бомбардировщиков до истребителей. Настолько удачной оказалась эта конструкция - двухрядная, 14-цилиндровая "звезда" воздушного охлаждения, мощностью 1200 л. с. (895 кВт) при 2700 оборотов в минуту на взлетном режиме.
Впуск и выпуск
Масляный радиатор
Про сам самолет, его конструкцию написано тонны литературы, так что особо повторяться смысла не вижу. Просто покажу еще несколько деталек, может кому интересно будет.
В то время было весьма своеобразное понимание аэродинамики. Клепки и болты впотай были для массового самолета чужды на классовом уровне. Только железо, только хардкор!
Крыло
Цельнометаллическое свободнонесущее разъёмное, трапециевидное в плане. Состоит из центроплана и съёмных консолей, установленных под углом 2° к линии горизонта. Стреловидность по линии 1/4 хорд - 11°50'.
Интерсеная байка: однажды японские бомбардировщики выследили DC-3 на земле, разбомбили и уничтожили одно из его крыльев. Пилот по радио заказал новое крыло в Гонконге. Но в Гонконге нашлось крыло только от самолета 'DС-2'; оно было на три метра короче и было рассчитано на нагрузку в несколько тысяч килограммов меньшую, чем та, которую несет крыло 'DC-3'.
- О-кай, - сказал пилот. - Пришлите его.
Крыло прислали и приделали к 'DC-3', который приобрел странный кривобокий вид. Но когда пилот дал газ, самолет поднялся в воздух и полетел, как ни в чем не бывало. С той поры этот самолет получил кличку 'DС-2 1/2'.
Посадочная фара и элемент антиобледенительной системы в передней кромке крыла.
Центроплан жёстко связан с фюзеляжем, на нём смонтированы гондолы двигателей. Профиль корневой части крыла - NACA 2215, внешней - NACA 2206.
Вид спереди.
Вид сзади.
Три несущих лонжерона и один вспомогательный, к которому крепятся элероны и закрылки. Обшивка гладкая работающая из плакированного алюминия 24ST. Механизация - элероны, щелевые закрылки. Каркас элеронов алюминиевый, обшивка полотняная. Элероны имеют триммеры.
Оперение
Цельнометаллическое однокилевое, классической схемы. Киль жёстко связан с фюзеляжем, имеет руль направления. Стабилизаторы свободнонесущие с рулями высоты. У рулей высоты и направления каркас металлический, обшивка полотняная. Оперение статически и динамически сбалансировано с помощью триммеров.
Один из бортов имеет усеченную хвостовую часть. Подразумеваю, что это С-53 Skytrooper в прошлом, а здесь был специальный буксировочный крюк для планеров.
Пилотская кабина
Оборудование - радиостанция, аппаратура радиополукомпас, радиовысотомер, автопилот Sperry, высотомер, указатель скорости, авиагоризонт, указатель поворота, магнитный компас и т.д. Тип оборудования в зависимости от версии самолёта и требований заказчика. Приборная панель установлена на гибких антивибрационных резиновых втулках.
Верхняя приборная панель, эвакуационный люк, дырка.
Панель управления антиобледенительными системами и вентиляцией.
В далеком 1958 году, американский журналист Джозеф Стокер задался вопросом: Когда же 'DC-3', наконец, исчезнет с лица земли? Эксперты фирмы Дуглас и летчики уже несколько раз пытались делать прогнозы о предельном сроке службы 'DC-3' - и неизменно ошибались. Чтобы снова не попасть впросак, ни один из них уж не выступает с предсказаниями, разве лишь с одним: самолеты 'DC-3', говорят они, будут летать, вероятно, еще долго после того, как многие пилоты и пассажиры, летающие теперь на них, сойдут в могилу.
Журнал 'Америка' 25 (1958 г.)
И он оказался прав, черт возьми.
Спасибо за внимание.
Использовал
http://zerodragon.ucoz.com/publ/stati/raznoe/istorija_samoleta_dc_3/3-1-0-31 и
http://airliner.narod.ru/airliners1935-dc3/dc-3.htm