Обещают увеличить боковую силу, действующую на руль, на 20-30%, снизить площадь вертикального оперения на 17%, повысить топливную экономичность на 1.5%.
Самолету руль направления необходим при низких скоростях (посадка), либо в экстремальных ситуациях (отказ двигателя). Скорость воздушного потока в таких ситуациях относительно невелика, а потому, чтобы обеспечить достаточную эффективность руля, его приходится делать большим. Но на эшелоне, когда самолет летит быстро и прямо, здоровенное вертикальное оперение становится обузой.
Группа разработчиков NASA и Boeing решили добавить воздуха в зоне руля. Для этого внутри киля провели воздуховод, который подает воздух на 31 миниатюрную управляемую форсунку, находящиеся непосредственно перед пером руля.
-форсунки (sweeping jet actuators) дуют
-создается избыточное давление на руль
-самолет поворачивает
-профит
Официально этот эксперимент называется Active Flow Control Enhanced Vertical Tail, что можно перевести как Активное управление потоком для увеличения эффективности хвостового оперения.
Изначально, для подверждения теоретических выкладок, была проведена обдувка полноразмерной модели в аэродинамической трубе в иследовательском центра НАСА Эймс. Теперь же настал черед практических испытаний. В качестве носителя взят Boeing 757, который должен совершить девять испытательных полетов для получения данных о работе системы в различных режимах.
Однако в своих публикация инженеры НАСА соврешенно не раскрыли вопрос - а откуда они собрались брать этот избыточный воздух? И для чего они установили этот теплообменник (на фото)?. Неужели поставили внутрь копрессор, или отбирают воздух от ВСУ? Тогда, конечно, экономия.
Фотки, цифры и перевод английских букв из
статьи НАСА.
Спасибо за внимание.
З.Ы. Нечто подобное устанавливалось на Fairchild C-123 Provider авиаконструктора Струкова. Там принудительно обдувалась верхняя поверхность крыла для увеличения подъемной силы (1954).