8 ноября 1978 года поднялся в воздух первый летный экзэмпляр LearStar 600, более известный сегодня как Canadair Challenger, а если быть совсем точным, то Bombardier Challenger 600 series.
Сегодня Челенджер легко затеряется на любой вип-парковке среди более пафосних Цитейшинов и Гольфстримов, а жаль. Самолет-то знаковый, если не сказать эпохальный.
Как часто бывает в истории, появление этого самолета стало результатом сплава прозорливости конструктора, гения аэродинамика и чутья бизнесмена.
Имя первое, это Билл Лир (Bill Lear) авиаконструктор, основатель Lear Jet, но самое главное - автор самой концепции бизнес-джета. Не переделаного истребителя или пассажирского лайнера, а именно небольшого, скоростного и комфортабельного вип-перевозчика. Собственно, он не только изобрел новый вид транспорта, но сконструировал и построил его (Learjet 23).
Имя второе - Ричард Уиткомб (Richard Whitcomb), автор правила площадей Уиткомба, шайб Уиткомба и суперкритического профиля Уиткомба.
Это сейчас адвокаты Боинга и Эйрбаса покупают себе Феррари и загородные имения на гонорары, доказывая в суде чем винглеты отличаются от шарклетов и наоборот. А в далеком 1976 году парень из лаборатории Лэнгли в NACA назвал их просто - шайбы. А еще раньше Уиткомб успешно испытал и другую разработку, без которой невозможно редставить современную авиацию - whitcomb gaw wing profile, известную нам как "крыло с суперкритическим профилем".
Имя третье - Жан Кретьен (Jacques Jean Chrétien), премьер-министр Канады, хотя в то время, когда развивалась эта история, он был еще министром промышленности. Может быть он приследовал и свои, сугубо локальные, политические цели, но ознакомившись в 1980 году с проектом Canadair Challenger, Жан Жак обеспечил ему такую финансовую поддержку в обход слушаний в парламенте, что эта история вошла в учебники, в разделе "примеры недостаточного общественного контроля", а Canadair публично предложило ему место работы, если он вдруг лишится своего поста.
В итоге история создания первого бизнес-джета выглядит так: Лир понял, что реактивный мини-лайнер это "то-что-надо". Ознакомившись с разработками Уиткомба, он понял, что это именно то, что надо для его "то-что-надо". Не потянув проект самостоятельно, Лир предложил его для реализации Canadair. Те, в свою очередь, подсунули его министру. Тот в свою очередь поняв, что слишко много "то-что-надо" собралось в одном месте, подкинул деньжат. В итоге Челенджер, претерпев кучу модернизаций, модификаций и пр. выпускается до сих пор и исправно катает богатые задницы по всему миру.
Кстати, в качестве иллюстрации к посту использовались фотографии бортов CL-601 Challenger 601-1A. Первый полет выполнен 17 сентября 1982 года, поставки начаты в мае. Силовая установка состоит из двух экономичных ТРДД General Electric CF34-1F с низким уровнем шума. Построены 66 самолетов, из которых четыре поступили на вооружение ВВС Канады под обозначением CC-144.
Как всегда, все "вкусняшки" канадского авиапрома можно лицезреть на
ottawastockimages.com Спасибо за внимание.