"Трансцендентальное. Основы православной метафизики."

Sep 10, 2007 07:03

Вчера купил в Лавре третье издание книги Э.А.Тайнова. К сожалению, она снова выходит мизерным тиражом (1000 экз.), видимо, опять за счет автора. На этот раз по крайней мере - без типографского брака (во 2-м были перепутаны листы). А главное - добавлены 2 главы: "Метафизика времени", "Время и действие".

Несколько лет назад Эдуард Александрович ( Read more... )

Leave a comment

Re: О вере и вере' zyrianin January 16 2008, 10:45:03 UTC
На самом деле догматы - и троичный, и о почитании икон, и остальные - выстроены со строжайшей логикой, там буквально нет ни одного лишнего или неточного слова. Они представляют собой единственное верное решение задачи, кажущейся принципиально неразрешимой: описание Абсолюта и Его отношений к неабсолютному миру, причем средствами языка, предназначенного для коммуникации разумных, но отнюдь не абсолютных по своим качествам существ.

Вот я вроде бы начитанный и образованный человек. Крестился взрослым, 29-летним, это была не дань моде, а осознанный выбор, приход к вере (отчасти, как я писал выше - из-за тех моих знаний себя и мира, которые не укладывались в мою прежнюю материалистическую парадигму). Естественно, много читал: и о других религиях, и о христианстве (которое в конце концов и выбрал). После крещения стал читать больше, затем начал и общаться (всё интенсивнее) с людьми, знающими православное богословие гораздо лучше меня.

И лишь теперь чувствую, что наконец-то начал приближаться к верному пониманию основных догматов! Потому что сложная это штука. Гораздо сложнее линейной алгебры, математической статистики, демографии и криминалистики.

Reply

Re: О вере и вере' ukrfan January 16 2008, 13:20:54 UTC
ЮВ:
Знакомясь - правда, по сравнению с Вами, наверное, не так уж досконально - с содержанием религиозных доктрин я и сам неоднократно приходил в недоумение. Недоумения специально не коллекционировал, оставалось скорее общее ощущение, так что сколь-нибудь полного их списка не приведу. Ну, навскидку: "не сотвори себе кумира" и поклонение рукотворным иконам, некоторые из них так прямо и признаются чудотворными... Что до нестыковок со здравым смыслом, то я имел в виду многочисленные фантастические истории вроде Ионы во чреве кита

З:
На самом деле догматы - и троичный, и о почитании икон, и остальные - выстроены со строжайшей логикой, там буквально нет ни одного лишнего или неточного слова. Они представляют собой единственное верное решение задачи, кажущейся принципиально неразрешимой: описание Абсолюта и Его отношений к неабсолютному миру, причем средствами языка, предназначенного для коммуникации разумных, но отнюдь не абсолютных по своим качествам существ.

Ну о-очень серьезный уровень аргументации. Что-то это мне напоминает... А! Вот "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно"

Потому что сложная это штука. Гораздо сложнее линейной алгебры, математической статистики, демографии и криминалистики.

И посильнее "Фауста" Гете?

Reply

Ткните, пожалуйста, пальцем zyrianin January 16 2008, 13:50:32 UTC
(процитируйте, выделите курсивом etc.): где, по-Вашему, у меня аргументация (а не простая констатация).

Reply

Re: Ткните, пожалуйста, пальцем ukrfan January 16 2008, 15:44:48 UTC
Обычно в дискуссии аргументируют. Разговор же типа:
- А белое.
- Нет, А черное.
- Да нет же, А белое!
- А я говорю, черное!!

в котором оба собеседника, как им кажется, "констатируют", является пустой тратой времени. Ведь очевидно же, что Ваш собеседник(и) не разделяет Вашего мнения по поводу того, что высказанное Вами есть констатация факта - тогда к чему зря клаву изнашивать?

Reply

В данном случае я не имел целью переубедить zyrianin January 16 2008, 19:00:50 UTC
(доказать, опровергнуть или что-то в этом роде)

Мне было важно именно показать то, что есть: догматику образованные верующие воспринимают не в качестве попыток латания логических дыр, а именно как сложную, но стройную систему.

Разумеется, мне можно не верить; но высказывание вида "я, конечно, этого специально не изучал - но и так вижу, что полная ерунда!" представляется менее сильным, нежели "изучал много лет - и уверяю, что совсем НЕ ерунда!"

Reply

Re: В данном случае я не имел целью переубедить ukrfan January 17 2008, 00:04:11 UTC
Разумеется, мне можно не верить; но высказывание вида "я, конечно, этого специально не изучал - но и так вижу, что полная ерунда!" представляется менее сильным, нежели "изучал много лет - и уверяю, что совсем НЕ ерунда!"

Смотря чего оно касается.
Если человек, как какой-нибудь Фабр, много лет изучал каких-то редких насекомых, которых до него никто не изучал, то "изучал много лет, и уверяю, что" - звучит весомо. Что касается обсуждаемого вопроса, то известно, что в течение тысячелетий несметное количество людей изучали этот вопрос и считали, что это ерунда, точно так же, как огромное количество людей считали, что НЕ ерунда. Так что в этом контексте Ваше МНЕНИЕ (которое, к тому же, априори очевидно) ничего нового не привносит - песчинка на чаше весов. Вот аргументы, буде они имелись бы....

Reply

Re: В данном случае я не имел целью переубедить zyrianin January 17 2008, 04:18:18 UTC
Честно говоря, мне бы хотелось избежать изложения догматики с последующим занудным ее логическим анализом. Не лучше ли будет, если Вы или yurivasilievich приведете точную цитату из какого-нибудь автора, изучившего (скажем для определенности) догматы о Троице и/или о почитании икон и считающего их ерундой - а тогда уж я через демонстрацию изъянов в его логике покажу, что НЕ ерунда?

Reply

Re: В данном случае я не имел целью переубедить ukrfan January 17 2008, 04:53:21 UTC
"Ну рассудите сами, можно ли принимать всерьез муки - страсти господни,
когда даже священники твердят, что сын голубя был одновременно человеком и
богом и мог по желанию либо претерпевать страдания, либо ничего не
чувствовать?
Честно говоря, нужно обладать изрядной долей глупости, чтобы умиляться
переживаниями какого-то непонятного существа со столь избирательной
чувствительностью."

Reply

Могу узнать, из кого цитата? zyrianin January 17 2008, 05:09:33 UTC
"Сын голубя" - это не догматика, а "Гавриилиада" и "Ширли-мырли".

Глупость я вижу именно в нелепой "избирательной чувствительности". Раз уж выбор - стать Человеком - был сделан, чувствительность (в т.ч. подверженность обычным человеческим страданиям) Бога становится самой обычной, человеческой.

Reply

Re: Могу узнать, из кого цитата? ukrfan January 17 2008, 13:15:39 UTC
Можете - из Таксиля. Как бы к нему ни относиться, а писание он исследовал серьезно и знал назубок.

"Сын голубя" - это не догматика, а "Гавриилиада"

Согласен. Хотя "Гавриилиаду" писал тоже не последний лох, знаете ли. Если он не испытывал к этому мифу особого пиетета, так это уж другой вопрос.

Раз уж выбор - стать Человеком - был сделан, чувствительность (в т.ч. подверженность обычным человеческим страданиям) Бога становится самой обычной, человеческой.

Эээ... это тоже не догматика, а вольное переложение на "зырянинский", уж простите.
Во-первых, выбор был - не СТАТЬ человеком, а ПРЕДСТАТЬ человеком: разве на это время Иисус перестал быть богом? Во-вторых, выборов каждый из нас делает множество, почти каждую минуту, тем более - всемогущее божество. Ежели ему доступна такая нереальная вещь, как воскресение, то уж автонаркоз на время неприятной процедуры распятия - это и вовсе пара пустяков. И дело даже не в том, был ли ПРИМЕНЕН этот автонаркоз - если он в любую секунду ДОСТУПЕН тебе. тогда происшедшее превращается просто в забавный мазохизм, не более.

Reply

Re: Могу узнать, из кого цитата? zyrianin January 17 2008, 16:28:57 UTC
<...> писание он исследовал серьезно и знал назубок.
Так с кого прикажете спрашивать точную цитату из Писания, которая хоть как-то позволяла бы назвать Бога-Сына "сыном голубя" (т.е., очевидно, Святого Духа)?
С Вас? вряд ли. С Таксиля? Видимо, как обычно: с Пушкина. Александр Сергеича.

Хотя "Гавриилиаду" писал тоже не последний лох, знаете ли.
Писал гениальный мальчишка. Всю свою дальнейшую недолгую, но великую жизнь страдавший из-за юношеского греха. (Впрочем, здесь это офтоп.)

Эээ... это тоже не догматика, а вольное переложение на "зырянинский", уж простите.
Прощаю; но тогда уж - на "зырянский"... :)
Во-первых, выбор был - не СТАТЬ человеком, а ПРЕДСТАТЬ человеком: разве на это время Иисус перестал быть богом?
Не знаете догматики: учение о том, что Сын Божий, Бог-Сын, имеет лишь одну природу, Божественную, а человеческая - не более чем видимость, является ересью (монофизитской). "Не перестать быть Богом" - не означает "стать человеком только понарошку" (ПРЕДСТАТЬ, как Вы выразились).
Во-вторых, выборов каждый из нас делает множество, почти каждую минуту, тем более - всемогущее божество.
Неверно: Божество, будучи Абсолютом, находится ВНЕ времени (вещи тварной, Самим Божеством и сотворенной). Божественный выбор был совершен "прежде всех век", Спаситель не раздумывал на Кресте: повисеть ли ему еще - или уже хватит, пожалуй: грехи людские искуплены. Божественное "происходит" (онтологически корректнее было бы сказать: Абсолютно Бытует, ибо существование Бога, Абсолютное Бытие, принципиально отличается от существования всего остального, тварного) своим порядком, человеческое - своим. И смерть Христова была полномерной мучительной смертью сильного здорового Человека, беззаконным и несправедливым - и оттого особенно мучительным - убийством.

И дело даже не в том, был ли ПРИМЕНЕН этот автонаркоз - если он в любую секунду ДОСТУПЕН тебе. тогда происшедшее превращается просто в забавный мазохизм, не более.
В этом, извините, совсем уж не вижу ни малейшей логики. Чего забавного в мучении, которое действительно прекратится в любой момент, как только пожелаешь - однако лишь ценой вечной гибели других (всего человечества), причем известно, что по-другому людей не спасти, поэтому мучение принял Сам?

Reply

О логике догматов, агностике и атеизме yurivasilievich February 1 2008, 10:57:14 UTC
Ну, да, разумеется. В предыдущем комментарии я писал о том же, но с другой точки зрения: "Я нисколько не сомневаюсь, что и приведённые и не приведённые здесь примеры давно обложены соответствующими толкованиями, доказывающими, что "так всё и должно быть, и никак иначе". Способность человеческого разума к созданию связных логических конструкций просто удивительна. Писатели-фантасты умеют генерировать самые причудливые миры, и при должном умении все их детали будут тщательно состыкованы, так что выглядеть всё будет вроде бы непротиворечиво. Уж тем более во всех развитых религиозных системах тысячелетними стараниями теологов зачищены более-менее все заусенцы. Правда, со стороны места зачистки будут зачастую выглядеть как несколько натянутые, но формально, готов поверить, результат достигнут. И все такие религиозные системы с равной убеждённостью претендуют на истину. Не замечать этого невозможно. Ясно, что не только системам с явно зачищенными нестыковками, но и даже изначально непротиворечивым (ну, к примеру, взять гегелевское саморазвитие Духа) для окончательного и всеобщего признания истинности явно чего-то не хватает. Не хватает методологически выверенной связи с внешней реальностью. Такой связи, что позволяла бы перепроверять, критически переосмысливать любые места в системе. Ничего в этом смысле более подходящего, чем система позитивной науки, до сих пор не предложено.
Именно поэтому я отношу себя не к агностикам, а именно к атеистам. Да, в рамках чистой логики ни доказать, ни опровергнуть существование некоего "изначального разума" невозможно. Возражения тут возникают не логические, а методологические. Презумпция несуществования, если не доказано обратное, обеспечивается известным методологическим принципом. При этом принцип Оккама неправильно рассматривать как некое альтернативное верование. Это не вера, а осознание практической необходимости. Без принятия принципа Оккама построение какой-либо относящейся к внешней реальности области знания попросту невозможно. Точнее, возможно, но такая конструкция будет сильно напоминать карточный домик с изобилием архитектурных излишеств. Если фантазию конструктора не ограничивать, ничто не помешает ему нагородить любое количество "излишних сущностей" и работать со всей этой красотой будет в лучшем случае непрактично.

Reply


Leave a comment

Up