В среду, 21 мая удалось попасть в омскую драму на спектакль "Враги" по мотивам одноименной пьесе М. Горького. Так как это был премьерный показ, зал был переполнен зрителями. Конечно же, были и особо важные гости. Поделюсь своими впечатлениями об увиденном.
[История одного убийства в 3 действиях] Без преувеличения могу смело сказать, что Омский драматический театр имеет свою самобытность и высокое качество в постановках, именитый актерский состав. Омский зритель тоже любит свой театр, тому подтверждение - всегда полные залы, и я тоже в их числе. Театр отвечает взаимностью, и в его стенах ежегодно появляются премьеры. "Враги" премьерный спектакль в постановке режиссера театра - Георгия Цхвирава, где зритель может увидеть не только практически всю именитую труппу, но и массу молодых актеров, чьи имена еще не на слуху! Именно с них зритель начинает погружаться в атмосферу предстоящего действия. Актеры, в образе рабочих завода, молодого пролетариата раздают программки и производят последние приготовления перед спектаклем, создают атмосферу того времени.
Основной сюжет спектакля разворачивается в самом начале 20 века, когда в России начинают противостоять друг другу два непримиримых лагеря - капиталистов и рабочих, появляется первый "запах" революции. В центре внимания фабрика помещиков Бардиных Захара и Якова. Захар, которого играет народный артист Валерий Алексеев, слишком либерален во взглядах, ему хочется спокойной жизни и привычного помещичьего уважения и уклада. Брат его - Яков, в исполнении Владислава Пузырникова, и вовсе не интересуется делами завода, ведет разгульный образ жизни, проносит на фабрику водку, выпивает и обсуждает дела своего брата с рабочими. Компаньон - капиталист Михаил Скроботов, в образе заслуженного артиста Михаила Окунева, показан Горьким, как человек, в котором хищная и жестокая сущность эксплуататора обнажена и ничем не прикрыта. Он в разговоре с Бардиным сетует на то, что народ стал «подавать голос». «У меня никто не смел пищать!» - говорил он. Дополняют картину помещичьей семьи жена Захара - Полина, которую играет Ирина Герасимова, интеллигентная дама, грустящая о былых культурных временах и во всем поддерживающая мужа. Жена Якова - Татьяна, которую исполняет Екатерина Потапова, актриса второстепенных театров, взглядов и такой же жизнью. Дочь покойной сестры Полины - Надя, в лице молодой актрисы Александры Можаевой, яркий образ бескомпромиссной противницы помещичьего уклада. Отставного генерал Печенегова, дядю Бардиных, играет народный артист Моисей Василиади. Показан Горьковым, как самодур и недалекого ума человек, глупости и прихоти которого вынужден выполнять приставленный солдат Конь, его играет народный артист Евгений Смирнов.
На противоположной стороне весов рабочие завода: конторщик Синцов - молодой актер Алексей Манцвгин, главный идеолог социалистического рабочего, к нему бегают другие рабочие и Надя, читают революционные труды. Рабочие Греков, Левшин, Ягодин, Рябцов, Акимов. Первое действие спектакля описывает уклад жизни помещичьего дома в начале 20 в. Горький в своей пьесе это делает достаточно язвительно и колко. Пьянство, самодурство и безделье - вот основной образ эксплуататора. На фабрике ситуация выходит из под контроля. Радикальность и неуступчивость Скроботова приводит к его гибели на собрании, его застреливает один из рабочих из его же револьвера. В третьем действии зритель наблюдает поиск убийцы, для этого привлечены жандармы и ротмистр Бобоедов, в роли Руслана Шапорина. Последнему не особо то и важно, кто настоящий убийца.
В момент суда невиновного рабочего врывается рабочий Акимов и признается в убийстве, но за него вступаются другие рабочие. И на просьбу жены Скроботова, выгнать их прочь, Левшин отвечает: «Нас - не вышвырнешь, нет! Будет, швыряли! Пожили мы в темноте беззаконья, довольно! Теперь сами загорелись - не погасишь! Не погасите нас никаким страхом, не погасите». Занавес.
Шум аплодисментов вполне заслужен, ведь спектакль крайне тяжелый в постановке. Передать горьковские образы в пьесе не просто, но актеры драмы это на отлично. Особенно запоминается образ Надежды, яркий и надрывный. Спектакль достаточно продолжительный, идет без малого 3 часа. Для себя отметил что часть мест в партере поредели. То ли чиновники не прониклись духом времени, то ли в себе увидели образ Печенегова, то ли дела государственной важности поторопили их покинуть зал. Эмоционально постановка оставила противоречивое мнение, показался слегка утомительным, переполненным лишними образами и текстами. Но с другой стороны, показать всю суть зарождающейся борьбы классов пожалуй бы иначе не удалось, из пьесы сложно "выкинуть лишнее". В любом случае время и зритель расставит все на свои места. Я лишь скажу актером и режиссеру душевное спасибо за колоссальный труд. [Spoiler (click to open)]