Всем привет! Сегодня в блоге фоторассказ о моей горнолыжной поездке в Червинью в 2018 году - фото, цены, личные впечатления и подсказки путешественникам. Если кратко - съездили хорошо, но в Доломитах (
ссылка пост про Горнолыжную Италию - 2017) было лучше. И чуть дешевле. А теперь подробно, по пунктам.
На высоте 3000+
Транспорт
Червинья - это маленькая деревня в регионе Валле-д'Аоста на самом краю Италии -
ссылка на гугл карты.для большей наглядности. В отличие от Доломит, добираться туда удобнее не из Мюнхена, а из Милана. У итальянского аэропорта (мы летели через Мальпензу) по сравнению с немецким я увидел только одно преимущество - это шикарный вид на Альпы в течение последних 15-30 минут полёта. Всё остальное - скорость паспортного контроля, логистика в здании, магазины и кафе, ремонт, количество и качество работы автопрокатных контор оказалось хуже, чем в Мюнхене.
Click to view
Альпы с высоты!
От аэропорта до Червиньи 180 км, 140 из которых - скоростная (и платная) автодорога. Автомобиль на шестерых и с кучей места для багажа при предоплате и бронировании заранее на 9 дней обошелся в 450 евро. Ещё 50 ушло на заправку и около 30 - на платные дороги. Сама дорога первые 110 км ничего интересного не представляет - автострада в поле, и только Альпы вдалеке немного скрашивают поездку. Красота начинается после города Ивреа. За каких-то 2-3 километра равнина стремительно меняется на холмы, потом предгорья, и потом - скалистые горы, между которых в долине проложена пока ещё скоростная дорога. А на самих горах с обоих сторон - удивительные деревни, виноградники и средневековые замки! От Ивреи до Шатийонa дорога продолжает быть скоростной, а после начинается уже узкий серпантин, на котором не полихачишь. Это самый живописный и самый "весёлый" участок дороги. Шутка ли, за 30 км необходимо набрать почти 1500 метров высоты!
Около Ивреи
В горы!
Жильё
Высота набрана, мы в Червиньи! Теперь дело за малым, найти забронированные апартаменты. Если с отелем наших друзей всё просто, он отмечен на гуглокартах, то апартаменты, вместо адреса предлагали решить ребус. "Найди вывеску отеля Х, около него увидишь лестницу в сугроб, за которой ресторан Y. Иди за ресторан, там подъезд. Введи код, иди в коридор, дальняя дверь - апартаменты! Ключ под ковриком". Ребус решили, в апартаменты, которые оказались обычной, лишь слегка приспособленной под горнолыжне нужды, квартирой заселились.
Примерно 75% Червиньи уместилось на этой фотографии :)
Вид из апартов в первое хмурое катальное утро
Эта двухкомнатаня квартира (на 4 человек) обошлась нам в 1200 евро за 7 ночей. Цены на отели сильно выше, 4* гостиница (завтраки, трансфер до подъемников, свой спа-центр) на двоих на такой же период стоила хорошо за 2000. Можно найти жилье и подешевле, мне встречались отели за ~800 евро на двоих. Но находились они далеко и от подъемников, и от магазинов, и баров-ресторанов. А от наших апартаментов пешком было меньше 5 минут до канатной дороги.
Деревня
У Червиньи есть несколько особенностей, который определяют жизнь туриста в ней.
Во-первых, это география. Деревня находится на высоте 2000м над уровнем моря, а также является последним насёленным пунктом в долине, дальше дороги нет.
Деревня - 2000м, а горы рядом - за 4000!
Во-вторых, в самой деревне постоянно живет всего около 700 человек.
Улица Каррель, главная торговая в деревне
Во-третьих, в итальянской зоне катания деревня является основной, почти все трассы ведут в Червинью, аналогичная ситуация и с подъемниками, все, кроме, одного расположены в деревне.
Вид на трассы из деревни
Ну и наконец, в-четвёртых, через горы Швейцария и знаменитый город-курорт Церматт.
Церматт
Это я всё к чему? К тому, что все эти факторы сильно задирают цены на курорте! Отели вы уже оценили, но справедливо это и к ресторанам, как внизу, так и на горе, и к магазинам, и ко всему остальному. Деревня небольшая, но стригут туриста по полной! В местных ресторанах, похоже, дурным тоном считается поставить за блюдо цену меньше 10 евро, даже за салат или суп. А главные блюда вылезают за 20! Спасали забегаловка с пиццей на вынос, а так же супермаркет с обилием полуфабрикатов. Супермаркет в Червиньи только один, кроме него в деревне только магазинчиков с деликатесами и соответсвующими ценами.
Деликатесный магазин
Ну а кроме развлечений для желудка заняться после дня катания в деревне особо нечем. Это вам не Красная Поляна с банями, казино и ночными клубами! Прогулялся вечером по центральной улочке, посидел в ресторанчике, выпил местного винишка на ночь глядя - и в кровать, копить энергию на следующий катальный день!
Катание
Зону катания в окрестностях Маттерхорна можно условно разбить на две части, итальянскую и швейцарскую. Они соединены канатными дорогами, и при желании можно кататься как в Италии, так и Швейцарии. "Международный" скипасс дороже, но я всё-таки советую его. Так как трассы на Швейцарской стороне приятнее и разнообразнее, а погода - лучше. На 6 дней взрослый ски-пасс обошелся в 315 евро.
Итальянская часть курорта...
Червинья высоко! Нижняя точка находится на 2000 метров, основное катание идет на высотах до 3500, а максимальная точка, доступная на подъемние - аж 3800! Это сильно влияет на катание. В первую очередь, высота - это пониженное давление и нехватка кислорода. Выше 3000м в первые дни казалось, что силы кончаются раза в три быстрее, чем обычно. На третий день уже стало полегче, но паре человек в нашей группе понадобился день полноценного отдыха для акклиматизации. Во вторую очередь, высота - это холод. Червинья и так счиатется "холодным" горнолыжным курортом, ну а мы там оказались в ту чудесную неделю, когда всю европу накрыло мощным арктическим вторжением. Впрочем, лично мне в "зиму" кататься понравилось, при активном движении и адекватном утеплении даже в -20 чувствуешь себя бодрячком! Лучше так, чем обливаться потом в +10 или уныло тошнить по снежной каше под весенним дождиком...
...и швейцарская!
Количество и разнообразие трасс не так велико, как в Доломитах, кататься весь день без повторения пройденного маршрута в Червиньи не выйдет. Но зато имеющиеся широкие и адекватной, стабильной сложности. Ну а поскольку места хватает, то и концу дня трасса остается в приличном состоянии, без ям и кочек. Почти все трассы вызывали у меня желание сразу же прокатиться по ним ещё разок, попробовать пролететь спуск побыстрее-потехничнее. Правда на некоторых приходилось разгонятся уже вне зависомости от своего желаниия, так как они заканчивались длинными пологими участками, на которых без набранной скорости поледние метры приходилось активно помогать себе палками. Таких участков на всем курорте, к сожалению, достаточно много. Сноубордистам на них особоенно тяжело, поэтому им курорт я бы советовать вообще не стал.
Click to view
На этом участке обморозил себе щёку :)
С питанием на горе дело обстоит достаточно плачевно. Ресторанов и баров на склонах не очень много, а те что есть, обладают одной коварной особенностью. Коварство заключается в том, что снаружи точка общепита чаще всего выглядит немногим лучше сарая с дровами, и ты, по предыдущем итальянскому опыту, ожидаешь, что и внутри будет простенько, скромненько и дёшево. В окрестнотях Маттерхорна же в "сараях" внезапно оказываются рестораны чуть ли не мишленовского уровня и с соответсвующими ценами. Очень вкусно, но как же бьёт по кошельку! После пары таких ловушек плюнул на полноценные обеды на горе и стал обходиться кофе или горячим шоколадом, заедая их прихваченными с собой школоладками-печеньками.
Точка общепита
Вид на Церматт. Еда в швейцарской части стоит ещё процентов на 20-30 дороже!
Разное, про деньги
Напоследок поделюсь парой финансовых советов. Первое - если бронируете в Италии автомобиль, то обязательно перечитайте, что у вас написано в условиях. С недавних пор многие прокатные конторы настоятельно требуют КРЕДИТНУЮ карту для заморозки залога за автомобиль, причем, карта должна быть оформлена на того же человека, кто и делал бронь. Мой отец был без кредитки, и уже оплаченный(!) автомобиль выдавать поначалу отказывались. А предложили отменить бронь (+штраф за отмену от агрегатора, около 200 евро) и переоформить её на меня, у меня кредитная карты была. Стоимость аренды из-за такого прикола возрастала ещё на 300+ евро. Потыкавшись по другим конторам и поняв, что там ещё дороже, провернули следующий финт - с каменным лицом подошли к соседнему клерку и подсунули мою кредитку, как отцовскую. Прокатило!
На фоне потенциальных незапланированных расходов в 500евро проблемы с местной мобильной связью могут показаться мелочью, но всё же расскажу. Уже в Червиньи оформил местную симку от TIM, обошлась в 20 евро. Сотрудник салона связи рассказал о включенных 10 гигабайтах трафика и каком-то количестве минут. Не рассказал он о том, что они не предоплаченные, а доступные для использования до тех пор, пока баланс счетпа положительный. Одно неаккуратное движение в сторону Швейцарии и вжух! денег на счету нет, Интернета тоже. Пришлось докинутьна счет ещё пятерку для возобновления обслуживания. И следить за настройками роуминга, а то будучи на Йоте совсем расслабился :).
Кто взял штатив, но забыл крепление для фотоаппарата - тот я. Поэтому вечернее фото в этом посте только одно
Вернувшись в Петербург прикинул все траты на поездку, получилось чуть больше 1000 евро. Самолет - 200, жилье - 300, скипасс - 320, транспорт - 80, остальные траты (рестораны-продукты-связь) - 150-200. Дороговато, конечно, ну а что поделать. Зато мотивирует к карьерному росту!
Фото человека, мотивированного горными лыжами на карьерный рост
А как у вас прошёл горнолыжный сезон? Где были, куда планируете в следующем году?