О том, как неэффективное меньшинство портит жизнь большинству

Apr 27, 2017 19:53

В Петербурге есть платная дорога, Западный Скоростной Диаметр. Она полностью открылась в декабре прошлого года и с тех пор плавно набирает популярность. Ну а как не набирать? Дорога с Васильевского острова в Приморский район занимает около 15 минут вместо прежних 30, от южной части КАДа до северной можно долететь за 25 минут вместо часа, и это без учёта трафика, который запросто можнет увеличить время по городу в 1,5-3 раза.

Растущая популярность, однако, стала вызывать сложности в работе съезда на Богатырский проспект, в вечерний час пик он уже не справлялся с потоком желающих. Перед этим съездом стабильно стала образовываться пробка. Основной тормоз движения - водители, оплачивающие проезд наличкой или банковской картой. На одну машину даже при благоприятных условиях (водитель заранее подготовил деньги и не ждет сдачи) тратится от 15 секунд времени, в то время как автомобилисты с транспондерами, это такой бесконтактный автоматический способ оплаты, проезжают рамку практически без задержки, им достаточно скинуть скорость до 40 км/ч. Посмотрите сами, сколько времени тратят "транспондеры" (правее) и "наличники ("левее"):

image Click to view



Стабильно ухудшающаяся ситуация на этом съезде не могла не встревожить оператора Западного Скоростного Диаметра,  потеря времени для платной магистрали -  штука критичная, терпение желающих постоять в пробке за деньги тает стремительно, при прочих равных они предпочтут потолкаться в трафике бесплатно. Нехитрая аналитика показала, что трнспондерами, "быстрой" оплатой пользуется около 80% автомобилистов, остальные 20 возятся с кэшем. Поэтому с середины апреля оператор переделал одну полосу с "наличных" на транспондеры, эту конфигурацию как раз видно на видео выше. Логика верная, если большинсто пользуется транспондерами, то им и надо давать приоритет. А меньшинство из этого пусть делает правильные выводы и скорее приобретает транспондеры!



К сожалению, сдвиг в человеческом сознании происходит не мгновенно, и мы сейчас можем наблюдать болезненный переходный период. Любителей старого доброго кэша хоть и меньше в процентном соотношении, но вполне достаточно, чтобы поставить колом северную часть ЗСД! Пробка теперь начинается в 17 часов и длится до 21, а хвост её дотягивает аж до Васильевского острова!


Из-за руля выглядит очень уныло, имел неосторожность оказаться в пробке до 18 в пятницу (полная ж**а, усугублённая ДТП), и после 21(!) во вторник. Во вторник стоямба была примерно от Савушкина, это лишние 15 минут, но не после же девяти вечера в пробке стоять! В итоге, по времени уже мог за столько же и за бесплатно от офиса до дома доехать...



Самая большая проблема в том, что пробка сама собой разрастается на все ряды, и больше всего в данной ситуации страдают те, кому вообще на этот съезд не надо! В такой ситуации возникает мысль "ну раз всё стало так плохо, то давайте назад отыграем" или даже "ну раз так много желающих платить налом, то давайте для транспондеров только одну полосу оставим!" Так делать не надо. Подвох  в том, что неэффективность меньшинства настолько велика, что даже выделив на неё все доступные ресурсы, мы проблему не только не решим, но ещё и обломаем тех, кто действовал оптимально. Не забываем, что "оптимальных-эффективных" в нашем конкретном примере 80(!) процентов. И именно поэтому нужно действовать в обратную сторону, максимально стимулируя "неээфективных" либо не пользоваться ЗСД вообще, либо приобретать транспондеры. Первое сейчас происходит само собой в виде пробки от Васильевского острова, второе оператор применяет давно в виде серьезных скидок для владельцев транспондеров.

Со скидками для меня ситуация вообще необъяснимая. Казалось бы, русский человек всегда славился своим желанием сэкономить, легально и не очень. Почему в данном конкретном случае, когда экономия существенна, а для её получения нужно лишь иметь паспорт и потратить 15 минут своего времени, человек не идет и не получает свою скидку? При нынешних тарифах я за поездку на работу плачу 68 рублей, а без транспондера она обходилась бы мне в 120, почти 50% выгоды! Наверное, среди тех, кто предпочитает наличку, очень много тех, кто боится интернета, современных технологий, а зарплату сразу с карты снимает в банкомате, другого объяснения удвительному явлению, когда люди отказываются от экономии, я не нахожу.

Выводы? Выводов не будет, вместо них предложу вам подумать над аналогичными ситуациями. В каких ещё случаях неэффективные действия небольшой группы людей губительно влияют на всё общество в целом? Только давайте без шуточек про правительство/президента в [***ВСТАВЬТЕ НАЗВАНИЕ СТРАНЫ***] :). Лично мне в голову сразу приходит противостояние наземного общественного транспорта и личных автомобилей (ибо на выходных участвовал в срачике в фейсбуке на эту тему). Что-то ещё?

UPD: С 15 мая стоимость оплаты съезда на Богатырском станет 100 рублей вместо прежних 60. Продолжают стимулировать ценой переходить на транспондер/не пользоваться дорогой вообще. Самое интересное из заявления ЗСД:

"Пользователи, продолжающие оплачивать проезд наличными, в пиковые часы создают затруднения на подъездах к пунктам взимания платы, которые не оставляют возможности водителям с транспондерами проехать в Быстрые полосы. Это вызывает затруднения движения, снижающие удобство использования магистрали, увеличивающие время в пути для всех водителей. В том числе блокирующие основной ход водители мешают проезду транспорта, следующего мимо загруженных съездов.В данных условиях, только дальнейшее распространение транспондеров и минимизация оплаты наличными могут существенно улучшить транспортную ситуацию. Быстрые транспондерные полосы пропускают до 8 раз больше транспорта в единицу времени по сравнению с полосами, где принимается и наличная оплата."

Интересно, для скольких водителей это станет неприятным сюопризом? Городские СМИ пока об этом не написали, а водители, использующие кэш, вряд ли следять за новосями ЗСД через сайт/приложение.

Говорильня, 2017, авто, Санкт-Петербург, транспорт

Previous post Next post
Up