27 декабря 2023 года руководящим органом Федерации спортивного туризма и рафтинга Пермского края (ФСТ) было принято решение об установлении платы со спортивных туристов за заявку в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) и за участие в чемпионате Пермского края. Устные пояснения сводились к тому, что пользоваться этими сервисами смогут только члены ФСТ, то есть им необходимо также выплатить членские взносы, чтобы получить возможность заплатить за выпуск в МКК. По неподтвержденным слухам, решение то ли пересмотрено, то ли пересматривается к настоящему моменту. Поскольку никакие изменения пока не донесены до общественности, я буду рассматривать его, как оно было принято и отражено http://tourism.perm.ru/kristall/pics/protokol_1_ot27_12_23.pdf в Протоколе №1 от 27.12.2023.
Уточним, о ком идет речь. В виде спорта «Спортивный туризм» (СТ) есть две крупные группы дисциплин: маршруты (походы) и дистанции. «Спортивная ходьба», простите, пока не в счёт. В обеих дисциплинах участники называются «туристами», поэтому, чтобы не путаться, дальше я буду называть участников дисциплин группы «маршрут» походниками. Походники категорически отличаются от дистанционщиков. Дистанционщик существует только в рамках тренировочного процесса или соревнований. Вне этих мероприятий он может разве что заниматься индивидуальным тренировочным процессом.
Продолжительность соревнований (время прохождения дистанции) измеряется минутами. Мастера спорта дают за то, что есть КМС, и быстро-быстро, за несколько минут пробежал дистанцию. К слову, МС в походах дают при условии наличия руководства походом 5 к.с. - то есть, для большинства, за 10 лет многодневных и многонедельных походов. Как и почти во всех остальных видах спорта, в дистанциях нет никаких проблем с организацией формальной стороны соревнований: заявкой (заверенной спорткомитетом соответствующего уровня, то есть государством), комиссией по допуску, стартом, финишем, да хоть допинговым контролем. Поэтому дистанционщик критически зависит от ФСТ, как и во всех других видах спорта. ФСТ проводит соревнования, ФСТ подписывает заявку на участие в российских соревнованиях, ФСТ подписывает представления на разряды и звания (за чем - и только за этим!- дистанционщик и идет на соревнования) и т.д. ФСТ является сервисом, от использования которого дистанционщик отказаться не может: он может быть спортсменом только и исключительно в рамках ФСТ.
Для большинства походников главным является - поход. Это удовольствие от прохождения маршрута, перевалов, вершин, порогов, пещер. Удовольствие от своего разумного уровня владения снаряжением (прежде всего - бивачным, на самом деле). Удовольствие от рюмки хмельдония вечером около костра, а для крепких ещё и под гитару. Ощущение побега из современного мира, как и во все времена, имеющего определенные недостатки, от которых хотя бы на пару недель хочется оказаться подальше.
Поход продолжается много дней в условиях полной или частичной автономности. С точки зрения правил спорта, нет ни возможности организовать «старт» соревнований (нет никакой беды в том, что группа задержалась в пути на день и вышла на маршрут позже), ни допинговый контроль (что нести с собой - мельдоний или хмельдоний, каждый решает для себя сам), ни контроль за отсутствием перекрутов в узелке на верёвке, завязанной где-то высоко на леднике. Вернулся? Значит, правильно всё делал. Неправильно делал? Есть шанс не вернуться: это вам не соревнования, где всё можно сделать безопасно. Тут ни судейских перил, ни двери с надписью «выход» нет. И именно это привлекает людей в походы.
Летом повсеместно принимаются региональные запреты на посещение лесов с огромными штрафами. Например, в 2023 году в Республике Башкирия было запрещено выходить в лес с середины апреля по середину октября, штраф для физических лиц был установлен от 40 до 50 ТЫСЯЧ рублей. Учитывая, что леса занимают треть территории РБ, а остальная - занята частными сельскохозяйственными угодьями, подобный запрет, фактически, предписывает самоизолироваться в городах. Все многочисленные особо охраняемые природные территории (ООПТ), торгующие разрешениями на посещение, подобные запреты безнаказанно нарушают, но, формально, нет оснований не взимать эти 40 тысяч с путника, даже купившего разрешение прогуляться по экологической тропе заповедника. Леса покрывают берега рек, к пещерам проходят тоже по лесу, поэтому все летние походы запрещены по всей стране.
Зимой походы запрещены региональными «Законами о валежнике». Они чётко прописывают, какое дерево относится к валежнику: стволы, ветви, сучья, упавшие от ветра или в результате естественного отмирания (цитата из закона РБ, в других регионах примерно то же). Законы типа разрешают воспользоваться валежником для собственных нужд, где-то - только после получения разрешения по итогам предварительной заявки на заготовку, а на самом деле запрещают рубить сушины. Они же не упали от ветра? Ответственность за нарушение предусмотрена уже федеральными актами: ст. 8.28 КоАП и ст. 260 УК. Кроме этого, нет препятствий заодно выписать ст. 7.27 КоАП (мелкое хищение) или ст. 158 УК (кража), а также привлечь за незаконное предпринимательство (заготовку леса без договора аренды лесного участка, п. 4 ст. 32 Лесного кодекса). В ООПТ доходит до невероятного - известно, что ПП «Пермский» насчитал 190 тысяч ущерба за сушину, которую завалили поздней осенью для обогрева и приготовления пищи рабочие, строившие из досок видовую площадку около Столбов на Усьве.
Кроме того, походы круглогодично запрещены законом об особо охраняемых природных территориях 33-ФЗ. Он требует, чтобы посетители ООПТ любого уровня останавливались на ночлег только на оборудованных стоянках (в отношении НП - пп. «з» п. 2 ст. 14 33-ФЗ «Об ООПТ», в отношении заповедников и ПП - определяется положением о конкретном ООПТ). Понятное дело, что, например, в НП «Югыд-Ва» площадью около 2 млн га (это 10% Свердловской области, для примера) никогда не будет столько стоянок, чтобы по всей территории можно было перемещаться законно, и чтобы туризм осуществлялся только на специально оборудованных для этого местах и маршрутах (пп. «г» п. 2 ст. 5.2 33-ФЗ). А «специально оборудованные маршруты» вообще исключают соревнования туристов в вопросах стратегии и тактики, если что. Просто замечательно, что на данный момент некоторые ООПТ дают разрешения на походы, но они нарушают и 33-ФЗ, и собственные положения, разработанные на его основе. В то же время, ООПТ плотно покрывают практически все местности, пригодные для проведения пеших, лыжных или водных походов. Их количество постоянно увеличивается. Например, наиболее популярные сплавные реки Пермского края вдруг взяли и назвали ПП «Пермский». Рыбачить и охотиться там можно даже в зоне особой охраны(п. 4.2.9 Положения о ПП «Пермский»), а вот находиться без оплаченного разрешения или ночевать, где вздумается, это уже административное правонарушение (пп. 4.1.19), такая вот защита природы. К тому же в рекреационной зоне, занимающей бо́льшую часть этого ПП, отдельным пунктом положения прямо запрещены альпинизм и скалолазание (п. 4.3.11), хотя походы по «специально оборудованным маршрутам» разрешены (п. 4.4.8) - то есть запрещены по всем остальным, произвольным маршрутам, не оборудованным парком. Интересные природные объекты, которые не относится к заповедникам, НП или ПП, легко называют «особо охраняемыми ландшафтами» (вообще не упомянутыми в 33-ФЗ!), и начинают брать деньги за посещение, палец о палец не ударив на территории Помянённого камня, например. То есть, чтобы пройти поход 3-5 к.с., походник вынужден либо получить кучу разрешений, вынудив при этом ООПТ нарушать 33-ФЗ в части использования только оборудованных стоянок, либо «партизанить» в надежде, что не поймают.
Кроме того, походы осложнены совершенно очумительным внутренним приказом МЧС № 42 о принудительной регистрации всех туристских групп не позднее, чем за 10 дней до начала путешествия. Как и в случае с лесными пожарами, нет никакого подтверждения тому, что это приносит какую-то пользу. Никто и никогда не доказал, что лесные пожары происходят по вине походников. Отсутствие уведомления не отменяет обязанность МЧС (за наши налоги) организовывать спасательные работы, а его наличие - навряд ли приводит к выделению каких-то ресурсов заблаговременно, до получения сигнала о несчастном случае. Кроме того, эффективность таких «спасработ» на территории Пермского края, например, оставляет желать лучшего.
Кроме того, походы запрещены статьями УК РФ об оказании медицинской помощи. Если на автономной части маршрута походник заболел, и «медик» группы дал ему таблетку, не улучшившую состояние, это одна из статей: ч.2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) или даже ч.2 ст. 293 (халатность). Если не дал таблетку - ст. 125 (оставление в опасности). Однако в условиях автономности, продолжающейся несколько недель, совершенно невозможно позвонить «03» и ждать вертолёта с Айболитом. В нарушение законов походники вынуждены уметь лечить и применять это умение на местности - в отличие (с чего я всё это изложение начал) от дистанционщиков, у которых и врач соревнований рядом, и «03» может приехать.
Кроме того, походы запрещены правилами перевозки опасных веществ в поездах РЖД (самолётах, автобусах, речном транспорте). Если я собираюсь в поход по Полярному Уралу с удобным стартом на платформе 110 км, у меня нет совсем никаких вариантов, кроме как нарушать эти правила и правдами или неправдами стараться провезти с собой газ или бензин в рюкзаке. Я его не куплю на одинокой бетонной плите в заброшенном посёлке, где начинается хорошая отсыпная дорога в горы. До штрафов в десятки тысяч тут ещё забыли довести, но ч. 3 ст. 11.19 КоАП таки предусматривает штраф до 300 рублей, а (что важнее) правила перевозки предусматривают прекращение поездки с высадкой в руки полиции на ближайшей станции, для этого пригодной (Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111).
Кроме того, серьезные походы запрещены общественным мнением - тысячами и десятками тысяч любителей красивой outdoor-одежды, уже три раза переночевавших летом в лесу в палатке и совершенно убеждённых, что костер это страшное зло, что пакетики от чая в нём не горят, и поэтому весь мусор из любого похода 6 к.с. надо на себе выносить в цивилизацию... А ходить можно только с газом. Зимой в палатке так удобно держать коленями баллончик с накрученной горелкой, поверх которой кипит индивидуальный котелочек! Ведь туда, где газ взять негде, эти «туристы» не ходят, но общественное мнение создают.
Этот длинный текст был совершенно необходим, чтобы констатировать очевидное: человек, рискнувший в РФ пойти в поход, является, как минимум, многократным правонарушителем, а то и убежденным уголовником, независимо от своего желания или жизненной позиции. И, главное, что он в этот поход идёт. Смело, осознанно и наперекор всему. Возникает вопрос - можно ли этого уголовника заставить несколько раз заплатить какие-то взносы куда-то? А в общем-то, и не возникает даже. Совершенно очевидно, что требование заплатить какой-то там взнос в ФСТ (запрет идти в поход без оплаты этого взноса) походник игнорирует так же, как и остальные запреты. Для него главное - поход. Не соревнования, не место в них, не разряд.
Теоретически поход должен быть заявлен в МКК за две недели до начала (п. 4.3 Положения о МКК, 2018 - далее ПМКК), заявка рассмотрена на заседании видового сектора в присутствии руководителя группы (п. 5.4 ПМКК), с группой должен быть согласован график связи (п. 5.5 ПМКК), комиссия имеет право вызвать всех членов группы (п. 5.15 ПМКК) для проверки знаний Правил вида спорта «Спортивный туризм» (далее ПВС), района, приёмов прохождения препятствий, а то - и назначить проверку на местности. Я, представьте себе, один раз такую проходил: в парке «Измайлово» надо было спуститься с какого-то возвышения по перилам на виду у члена МосМКК. Разумеется, как эта проверка так же не имеет никакого отношения к тому, что реально происходит на перевале 2А, как и перечисленные пункты не имеют никакого отношения к действительности. И многие другие (в ПМКК и ПВС) тоже. Ну как собрать для проверки группу, руководитель которой, березниковец, заявляет поход в Перми, а участники живут в Инте, Москве, Соликамске и Кирове (реальный случай)? Другие пункты ПМКК наподобие того, что у группы должно быть с собой средство связи (спутниковый телефон), стоящее дороже всего остального похода, тоже не всегда реализуемы на практике. Поэтому очень часто «заявка» сводится к обмену информацией между председателем и членами МКК через интернет, а все подписи на маршрутку ставятся или фотошопятся уже по окончании похода, при случае. И это правильно: если создавать дополнительные препятствия перед походниками, они просто не будут защищать поход в МКК. Этот атавизм постепенно отмирает, потому что такая заявка и справка об участии в результате даёт обладателю довольно мало, чем дальше - тем меньше, ниже рассмотрим подробно. Предыдущий опыт легко проверяется «на словах» (с кем тройку ходил? С Мишей Расторгуевым? ща его спрошу, что ты за участник...), подтверждается фотогалереей/видеороликом в ВК или на подобном ресурсе, да и чем дальше, тем под давлением государства и общества всё ме́ньшее количество людей видят себя походниками. А ведь походы - глубоко национальное развлечение в РФ. Оно единственное в мире, больше либо условий нет... либо желающих, как, например, в Монголии. Там можно-то всё, но в походы ходить некому. Поэтому практика «узаконивания» походов в рамках п. 6.10 ПМКК, скорее, позитивная, чем разрушающая систему дисциплин «маршрут».
В порядке анализа, перечислим всё, что может получить (или чего может быть лишен) походник, оформивший поход «по-правильному», через МКК: 1. Справку о зачете похода, подтверждающую опыт и расширяющую права в рамках СТ. 2. Возможность участвовать в чемпионатах по СТ. 3. Возможность получить спортивные разряды или звание в результате участия в чемпионате соответствующего уровня.
Да, есть походники, кому это критически надо. Но, повторюсь, их немного: для остальных главное - всё же сам поход, а не грамота «серебряный призер регионального чемпионата». И не надо смотреть на поборы, как на несерьезное препятствие. Как правильно отметила одна молодая походница-руководитель в обсуждении: «Это что - если я проведу 4 похода за год, мне сколько ж за них заплатить надо будет?!» Как это сколько, очень просто - 300 + 4*(300+300) = 2700 руб. Не то, чтоб много, но для студентов, как минимум, чувствительно. А что делать с походами школьников? Ведь образовательные организации (ОО), проводя даже поход выходного дня, должны (по идее) пропускать их через МКК. Никаких исключений в решении для них не сделано. Однако лица до 18 лет по Уставу и п. 1.2 Положения о взносах ФСТ (2018) не могут быть членами ФСТ.
А чего может лишиться федерация, отпугнувшая походников ещё одним препятствием на пути к трём вышеперечисленным достижениям? 1. В федерации - две группы спортивных дисциплин. Жители региона имеют право защищать свои походы только в своей региональной МКК (обычно РМКК) или ЦМКК (п. 5.3 ПМКК «О крепостном праве»). Если бо́льшая часть походников откажется трижды платить взнос (1. за членство, 2. за заявку, 3. за чемпионат - превентивно), останутся соревнования только в половине вида спорта. У дистанционщиков. Их всегда очень много, соревнования же длятся минуты и дни, а не недели и года. Для сравнения, мастера в походах дают при условии наличия 5р, а это, как правило десять лет сравнительно продолжительных походов. Вопрос: как посмотрит региональное спортивное министерство, если у аккредитованной федерации пропадет половина деятельности? А как посмотрит на это ФСТР при продлении аккредитации? Я, честно говоря, не знаю ответа на этот вопрос. Но навряд ли подобное будет одобрено. 2. МКК периодически продляет свои полномочия в ЦМКК и каждый год сдает отчет о выпущенных походах. Мухлевать не получится, потому что походы 4-6 к.с. должны представлять регион на чемпионате России (там возникают и другие сложности, типа присутствия всех членов группы в региональной сборной по рекомендации ФСТ, но сейчас не об этом) или округа. Если выпуск походов в РМКК прекратится, у неё будут проблемы с продлением полномочий. Вот это я как член ЦМКК знаю точно. "Зачем вам полномочия на пятёрку, если за пять лет ни одной не выпущено"? Нормальный такой вопрос. В порядке положительной обратной связи, чем сильнее ЦМКК снизит полномочия РМКК, тем меньше походов она сможет выпустить - до тех пор, пока не потеряет полномочия вовсе за очевидной ненадобностью.
Таким образом, можно сделать вывод первый. Попытка собрать небольшие (для ФСТ, см. ниже) деньги а) не удастся, б) приведет к потере половины вида спорта в регионе и большим сложностям для РМКК (а также всех местных МКК, утверждённых ею).
Почему "небольшие"? Чемпионат края это примерно 20 походов с 6-10 участниками в группе. Пусть, в среднем, 8. 160 участников заплатят по 900 рублей как члены, при заявке в МКК, в порядке заявочного сбора. Итого 144 тыр - а дальше сравните с затратами дистанционщиков ниже.
Рассмотрим теперь правовую сторону вопроса. Даже не с точки зрения существующему федеральному законодательству: ему удовлетворить сложно в любой деятельности. Как правильно отметила М.В. Огарышева в обсуждении, при внесении платы за услугу надо платежный терминал, фискальную отчетность, битву с антимонопольным законодательством (единственный поставщик услуги в крае) и т.д.; а перекрашивание оплаты в добровольные взносы это уже в чистом виде ст. 159 УК. 152-ФЗ "О защите персональных данных" вообще совсем никак невозможно умиротворить, ибо ни МКК, ни ФСТ не являются операторами обработки персональных данных. И если в отношении соревнований эта деятельность как-то компенсируется 329-ФЗ "О ФКиС", то в отношении услуг МКК вообще невозможно подвести правовую базу под обработку персональных данных 2 (а то и 3) класса в рамках заявки, отчета и выдачи справок. Поэтому (в порядке допущения) ну его, федеральное законодательство. Рассмотрим по пунктам, насколько такая обязанность соответствует внутренним нормативным документам ФСТ ПК и ФСТ РФ.
Пункт 1: чтобы пользоваться услугой МКК, потребитель должен быть членом ФСТ. Пункт 2: чтобы пользоваться услугой МКК, потребитель должен её заранее оплатить.
Выше уже доказано, что для самих походов не нужны ни МКК, ни ФСТ как разрешительные органы. Для участия в соревнованиях - да: п. 1.2 Правил вида спорта «Спортивный туризм» (ПВС) гласит, что в спорте есть только туристско-спортивные мероприятия (ТСМ), проводимые ФСТ. Что касается МКК, то ни в сокращенном списке её обязанностей (п. 1.8 ПВС), ни в полном и исчерпывающем(п. 2.2 ПМКК, в нём нет "и др.") нет полномочий принимать оплату за оказанные услуги. Вероятно, предполагается, что ФСТ будет это делать, поскольку МКК является её структурным подразделением (п. 1.8 ПВС, п. 1.2 ПМКК). Однако ПМКК не предполагает обязательного участия ТСМ в соревнованиях (п. 2.1 ПМКК). Более того, согласно ПМКК, для членства в МКК совершенно не обязательно быть членом ФСТ (п. 3.9 ПМКК), достаточно быть «опытным и квалифицированным туристом». Это совершенно правильно, так как, в отличие от "крепостного права" в отношении руководителя похода, жители региона могут быть членами МКК, созданных где угодно (п. 3.8 ПМКК). ФСТ/ТСО никак не участвует в формировании состава РМКК (кроме самого её создания, п. 3.10 ПМКК). Раздел IV Устава ФСТ не предоставляет членам ФСТ каких-то особых прав в части работы в РМКК или получения услуг РМКК. п. 6.8 Устава предписывает членам РМКК (как подразделения ФСТ) работать без оплаты труда.
Интересно, что в п. 3.3 Положения о взносах (2018) ФСТиРПК исчерпывающий перечень прав членов ФСТ, приведенный в Уставе, существенно расширен. Появился пункт, прямо предписывающий членам МКК быть членами ФСТ. Однако, как показано выше, ни из Устава, ни из федерального Положения об МКК это не следует. Вероятно, что касается такого требования, следует констатировать расширительное толкование нормативных документов более высокого статуса. Однако ни расширительное, ни ограничительное толкование права недопустимы. Следовательно, данное требование юридически несостоятельно, как и его повторение в п. 3.4 Положения о взносах.
В обязанности членов РМКК (п. 5.4 ПМКК) не входит проверка членства походников, подающих заявку, в соответствующей ФСТ: коллизия с п. 5.3 уже обсуждена выше. МКК не имеет права отказать в приёме документов из-за неуплаты взносов (п. 5.13 ПМКК). Итоговые выводы МКК (п. 5.6 ПМКК) также не содержат информации об уплаченных взносах в ФСТ. Процедура рассмотрения отчета (п. 6.2 ПМКК) также не включает в себя проверку взноса в ФСТ. Вывод второй: никакой возможности проверить членство в ФСТ и уплату членского взноса (или оплаты за услугу МКК, произведенную на счет ФСТ) у членов МКК нет.
Пункт 3: чтобы участвовать в соревнованиях, походник должен оплатить стартовый взнос. Здесь всё в порядке. П. 7.3.1 ПВС разрешает брать заявочный взнос не более 1000 рублей с одного участника, который должен уплачиваться вместе с подачей заявки (вот это непонятно, так как кассового терминала-то нет, но оставим это ФНС). Однако ПВС не требует вводить заявочный взнос, оставляя это на усмотрение организатора соревнований. Судьи чемпионатов ПК, которые я проводил в роли главного судьи, работали бесплатно, "за справку".
Исходя из изложенного выше, регион, в случае несогласия походников уплачивать только этот взнос, лишится только половины вида спорта в отчетности, а МКК продолжит бесплатно работать. Однако прекращение краевого чемпионата означает невозможность для походников попадать в сборную края вне маленькой квоты тренерского совета, "съеденной" многочисленными дистанционщиками, а значит, невозможность участвовать в ЧР. В этом уж точно не заинтересована ГСК ЧР (читай: ФСТР), и дальше возникнут вопросы о полномочиях МКК, уже приведенные выше. Вывод третий: введение заявочного взноса законно, но потенциально может привести к коллапсу «официальных», оформленных через МКК походов, проводимых жителями региона.
Кстати, абз. 3 п. 4 протокола № 1 от 27.12.2023, на мой взгляд, просто исключает проведение краевого чемпионата. Изучив протоколы ФСТ о продлении судейских категорий за последние года, я очень не уверен в том, что на каждый вид маршрутов найдется по 5 человек с хотя бы СС3К и опытом руководства походом 3 к.с. по этому виду (примечание 6 к квалификационным судейским требованиям ФСТР, 2018), не являющихся к тому же участниками чемпионата. Но это уже совсем другой вопрос.
В целом, создаётся ситуация, не подпадающая под рамки обычного спорта, и потому приветствуемая и продвигаемая теми, кто больше дистанционщик по жизни, чем походник. Спортсменам, действительно, непонятно, как можно существовать без взносов в ФСТ и оплаты за соревнования - тем более, вон, даже родители за детей охотно платят. «Хотим, чтобы федерация была и работала - значит, платим взносы (С)». Однако, как я постарался показать выше, на деле всё строго наоборот. ФСТ, в основном, это дистанционщики. Соответственно, взносы и все остальные деньги «крутятся» именно вокруг них. Мне сообщили (не знаю, насколько это верно), что бюджет нашей ФСТ порядка 500 тысяч в год, и 300 тысяч из них тратятся на участие дистанционщиков в одном всероссийском соревновании в Хвалынске. Соревнования сами по себе бесплатные, это средства на проезд и обеспечение, по сути дела. Вполне разумно, что дистанционщики, не существующие вне рамок федерации и в таких объемах ею финансируемые, должны что-то платить - хотя бы в надежде, что когда-нибудь и им что-то перепадёт.
Однако что касается походников, то как я постарался выше доказать - именно ФСТ заинтересована в том, чтобы они были, чтобы они пользовались «услугами» МКК, участвовали в чемпионатах со своими пройденными маршрутами. В противном случае, ФСТ может лишиться половины дисциплин, потерять РМКК, в конце концов, просто испортить свой имидж в пусть не очень массовом, но весьма сплочённом (не вокруг взносов) сообществе походников. Ведь, кроме мест в чемпионате, федерации походникам предложить нечего. Ни ФСТ, ни (тем более) ФСТР отродясь не занимались настоящими проблемами походников, часть которых я перечислил выше. Тем, чтобы МК стала пропуском в ООПТ, в погранзону, на частные отсыпные дороги Воркута - Усть-Кара и Вуктыл - Советский, разрешением на провоз баллончика газа в поезде, разрешением развести костёр зимой в лесу и так далее. Безусловно, частные, небольшие вопросы решались и успешно решаются - так, прошлым летом по письму ФСТиРПК НП «Югыд-Ва» согласился дать необычное разрешение на посещение (поход) пермской группе. Это замечательно! Вот с таких конкретных потребителей услуг ФСТ вполне можно требовать и членства, и платежей - но не огульно со всех разом.
Общие выводы.
1. Решение ФСТ о введении платы за заявку и требование обязательного членства в ФСТ для рассмотрения походов РМКК и низовыми МКК необоснованно, не послужит развитию группы дисциплин «маршруты», может привести к сокращению походов, заявляемых в МКК и прекращению деятельности РМКК.
2. Решение ФСТ о введении заявочного взноса на чемпионат края вполне обоснованно, однако тоже навряд ли послужит увеличению количества участников чемпионата, количества членов сборной края, а значит, и представительство края на чемпионате России, что скажется как на положении ФСТ в ФСТР, так и, возможно, на снижении полномочий РМКК.