О практиках

Dec 19, 2020 09:02



В ФГОС-3++ очень много практик. В большинстве разделов 6.7 стандартов перечислено по 3-4 практики плюс преддипломная, а то и больше. В настоящее время это трактуется так, что ВУЗ должен включить в ООП все эти практики, то есть 1-2 учебных, 1-2 производственных и производственную преддипломную. Видимо, составители стандартов исходили из того, что частое присутствие на заводе сделает выпускника более подготовленным к практической деятельности там же.
[Spoiler (click to open)]
Отчасти это верно - но есть одно «но». Возьмем конкретный ФГОС, содержащий эти 5 практик и интервал в 15-21 ЗЕ на практику для академического бакалавриата. 3 ЗЕ это 2 недели практики. 15 ЗЕ - пять практик по 2 недели. Допустим, все они проводятся на крупных предприятиях. В начале каждой практики студент обязан: пройти медкомиссию (хорошо, если за счет завода), пройти инструктажи по ОТиТБ, пройти инструктаж по информационной безопасности, получить спецодежду (в конце практики сдать ее, на что тоже надо зарезервировать время) и т.д., и т.п. Делать это до двухнедельной практики? На каком основании? Да и учебный процесс тогда пострадает, эти же недели отведены совсем на другое. Делать это во время практики? Тогда на саму практику от двух недель хорошо, если одна останется, разорванная выходными. В общем, давно уже не те добрые времена, когда руководитель практики от предприятия просто заводил толпу недорослей под комментарий вахтерше на входе «это практиканты». Действующее законодательство такой подход начисто исключает, корпоративные правила, обычно, тоже.

Что остается делать ВУЗу? Руководствоваться тем же пунктом 6.7 стандарта, где, обычно, сказано: «Способы проведения практики: стационарная, выездная». Выездные, то есть за пределами города, где расположен ВУЗ, ординарные ВУЗы не любят. Хотя мне известны случаи, когда МГУ направлял биологов на практику во Вьетнам, а МФТИ гидрологов - в Антарктиду. За счет ВУЗа, понятно. Но, скорее всего, не каждый ВУЗ себе такое может [1] позволить. А что будет, если в России оставить только МГУ и МФТИ - это я уже несколько раз излагал. «Стационарную» практику разрешается толковать и в том смысле, что это практика в подразделениях (лабораториях и кафедрах) того же ВУЗа, где учится студент. К этому обычно и прибегают. Я на проверках встречался с ВУЗами, где все пять практик были заявлены в ООП (а иначе грозит отказ в аккредитации), но студенты ни разу не покидали ВУЗ. Это вполне законно, просто вот такое решение образовательной организации.

А смысл тогда?

Выдумки, какой следующий реферат написать студентам или где там пыль протереть на кафедре, никак не приближают его к работоспособности на предприятии. А, честное слово, если бы составитель стандарта попытался с позиции преподавателя (руководителя практики) обычного ВУЗа в обычном промышленном окружении пять раз за четыре года группу студентов человек в 30 пристроить на разные предприятия - у него бы мигом поменялось мнение о необходимом минимуме практик.

Примерно, как оно поменялось у экс-сенатора о законодательной и исполнительной системах, когда он переехал в столице в здание специального назначения между Стромынкой и рекой Яузой [2]. Каторга это потому что, несмотря на многочисленные заключенные договора на проведение практик (без них тоже невозможно получить или продлить аккредитацию). Договора согласовывают одни люди, а вот по деталям практик приходится общаться совсем с другими, и совсем другим тоном они с просителями разговаривают. И решения, бывает, меняют два раза на день.

С преддипломной практикой (ПдП) вообще беда. По ФГОС она предназначена для выполнения выпускной квалификационной работы. По факту, нормальную ВКР за четыре недели сделать нельзя ни по одному из известных мне направлений, и почти везде нормальные кафедры начинают работать над ВКР с середины 3-го - начала 4-го курсов. Задолго до приказов и преддипломных практик. Кроме того, ладно: выполнена в ходе ПдП вся ВКР. Дальше по графику ГИА: допуск к ГИА, сдача госэкзамена и... остальная государственная итоговая аттестация, включающая подготовку к процедуре защиты и защиту ВКР. Что это за подготовка? Доделка ВКР по результатам замечаний руководителя ПдП? Написание 5-минутного доклада в течение трех недель? Загадка.

Вот и получается, что на деле почти везде «практика» это слегка контролируемая самостоятельная работа студентов. Это, кстати, не то, чтобы категорически плохо. Конечно, если бы дать студенту побывать на пяти предприятиях разного масштаба и характера, да поставить в такие условия, чтобы он за три (фактически, исключая процедуру попадания на завод и выхода с завода) недели сделал 60-страничную ВКР по актуальной и практически значимой производственной теме, это было бы мегаполезно. Без всяких шуток.

Вот только не существует таких студентов, которые за три недели могут вникнуть в реальную производственную проблему, решить ее и оформить 60-страничный отчет, который потом станет ВКР. Пример из жизни - в момент корректировки рукописи я получил от одного предприятия предложение дать студенту-автоматичку на ВКР тему «Адаптивное регулирование уровня в охладителе сушильного отделения фабрики. Суть следующая, со временем характеристика объекта регулирования меняются (изменяется ёмкость охладителя). Соответственно периодически приходится перенастраивать регулятор». Цитата дословная, только убрана привязка к предприятию. Для меня очевидно, что выполнение такой работы потребует длительных экспериментальных измерений или поиска данных в гигабайтах трендов, построения модели объекта, учитывающей эти изменения, синтеза системы регулирования и ее анализа... То есть это, скорее, желание предприятия выполнить полноценную хозрасчетную НИР бесплатно, чем адекватное задание четверокурснику на четыре недели.

А еще при 5 практиках в год на заводе по каждому направлению завкафедрой вздернется через год. Или же ему понадобится штат в несколько работников, занимающихся только практиками, больше ничем.

Поэтому принимаемые ВУЗами решения по проведению практик не просто стационарных, но и без выхода с собственной или соседней кафедры, вполне понятны. И, наверное, правильны. По-другому никак не получится в подавляющем большинстве случаев. И, наверное, не зря в п. 30 приказа 301 указано, что практика проводится в форме КИВР - контактных и иных видов работ с практикантами (что вызвало с сентября 2019 г. очередную мутацию рабочих программ практик, кстати).

И, наверное, это так же хорошо, как сложившееся представление о том, что «заводских» преподавателей в числе реализующих программу могут представлять штатные, совмещающие основную работу с работой где-то на предприятии.

Собственно, образование уже развернулось в сторону "странной" практики - в приказе "О практической подготовке" (http://docs.cntd.ru/document/565697405) практики, по сути, приравнены к лабораторным работам, а с 01.01.2021 вполне может появиться требование включать места практики в перечень адресов в лицензии (утратит слу постановление № 966 от 28.10.2013). И это будет означать окончательный "переезд" практики, точнее, заменяющих её мероприятий, в ВУЗ.

[1] И хочет
[2] И это не МИРЭА имеется в виду.

Образование

Previous post Next post
Up