. А. Цвелик. О цвете и линиях. Рисование с маленькими детьми - (
Продолжение здесь )
Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой? Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками, деревяшками...Задача взрослых в этом занятии:дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ,обеспечить восприятие
(
Read more... )
СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ, впитывающее - а не ПРОИЗВОДЯЩЕЕ и плодоносящее, зто качество ВПИТЫВАНИЯ в жизни ребенка стоит на первом плане. ОН ВБИРАЕТ, но не так, как взрослый, "проглатывая внутрь себя" - а деятельно встречая то, что вбирает.
Беда взрослых состоит в том, что молодые побеги они принимают за первые плоды. Чтобы понять разницу, нужно хорошенько вдуматься в два процесса, в их разницу - РОСТ и ПЛОДОНОШЕНИЕ. Ребенок что-то рисует - и мы думаем, что он делает то же самое. что делает художник.
Это - величайшее заблуждение. Он не ГОВОРИТ рисунком. он им СЛУШАЕТ.
Ребенок воспринимает, рисуя, воспринимает звук - говоря, воспринимает движение - бегая и играя.
Как молча дерево выпускает листок - НАВСТРЕЧУ свету, впитывая его листком. А мы думаем, что это уже плоды,и начинаем эти листья срывать и складывать в папки...Устраивать выставки детских рисунков...
Беда не в детской деятельности, а в том, что взрослые НЕ ИГРАЮТ с детьми В ДВИЖЕНИЕ, а играют в ВЕЩИ. И предметы, вещи порабощают и цвет, и линию...
Восприятие у ребенка первоначально происходит по принципу вдоха - это жест раскрытия. А взрослый со своими "что ты рисуешь" и "какой молодец, похоже нарисовано" - приходит и распяливает ему рот - дыши глубже!!! А ЧТО ВДОХНУТЬ - ничего не дает!
Упражнениям, о которых я говорю - нужна пища, подпитка - как играют в пальчиковые игры, как ниточки на пальцах дети натягивают (есть такие игры).
А когда ребенка сажают за стол, дают гуашь или карандаши и говорят - ну вот, теперь рисуй... Что же вы думаете, он не подхватит каноны и штампы, с которыми вы тут рядом стоите? Что травка зеленая. а водичка синенькая. а солнышко надо желтым, и как ежика? Да это в воздухе витает! Как выхлопные газы, которыми мы все дышим.
ВЫХЛОПНЫЕ МЫСЛИ.
Ребенок впитывает - деятельно, сразу же встраиваясь, тут же это делая. И если дают твердый материал, которым легко проводить линии - он и будет воспринимать ЛИНИИ, их танец. Этому можно помочь - но взрослый мир стоит рядом и НЕ ПОМОГАЕТ ИГРАТЬ С ДВИЖЕНИЕМ, а сразы подталкивает к тому, чтобы ОСТАНОВИТЬ, зафиксировать танец - превратить в предметы.
Традиционная культура железной рукой толкает ребенка к ПРЕДМЕТНОСТИ, убивая динамику достижения ее.
Именно это приводит нас к ложной мысли, что надо давать задания, спрашивать, ЧТО ТЫ РИСУЕШЬ, давать материалы и примеры - как рисовать это ЧТО.
Спросите у растения, которое пробивается из земли к солнцу - "ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ? "ЧтО" ты растишь? - и начните его дергать и тянуть за те веточки, которые пошли в рос лучше других. Растешь? хорошо! будем тянуть! - Что получится? Именно то и получится...
Поймите, материалы, которые попадают в руки детей - они не с неба валятся. Их даем им мы. Уже с внутренним посылом, - что ими должны делать, и для чего они предназначены. Я уже описал в статье, что есть разные тенденции материалов, один помогает чувствовать цвет, другой - ставит цвет на службу мыслительным шаблонам. А самое главное - это постоянное стремление РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ.
Это тончайшая форма гордыни взрослого мира - ощущать себя более совершенными, и постоянно подтверждать этот свой примат над "малыми сими" давая им в руки свои инструменты и задачи, вместо того, чтобы попытаться вжиться и вслушаться в то, как СОВЕРШЕННО ПО ДРУГОМУ воспринимает мир ребенок.Но для этого надо перестать МЕНЯТЬ ДЕТЕЙ, а начать САМИМ ВЗРОСЛЫМ ВЫРАОЗНАНИЯ, не бытовой, рассудочно-логический. Например, заниматься движением, осваивать его язык.
Есть такое искусство - ЭВРИТМИЯ, например...
Reply
Leave a comment