Уроки А.М.Цвелика. Рисование с маленькими детьми.

Aug 23, 2013 20:35

. А. Цвелик. О цвете и линиях. Рисование с маленькими детьми - ( Продолжение здесь )
Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой? Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками, деревяшками...Задача взрослых в этом занятии:дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ,обеспечить восприятие ( Read more... )

живопись Вальдорфская педагогика, Рисование с маленькими детьми

Leave a comment

Вопрос alnee January 29 2012, 11:15:14 UTC
Александр, здравствуйте! Я Анна, из группы в Жостово, где Вы с нами занимались 2 недели назад. У меня остался вопрос, который я не успела задать. В книге одной американской садовницы есть ее рассказ о том, что обычно перед началом рисования с детьми она рассказывала им некую историю. Например, осенью в пору урожая, она ставила на стол баночки с красной краской и рассказывала само сочиненную историю о том, как осенним утром маленькая девочка услышала чей-то голосок. И далее очень живописный рассказ о том, как она выбирается из кровати, глядит в окно в сад, спускается вниз, идет по саду, подходит к яблоне на которой висит спелое КРАСНОЕ яблоко, которое и беседует с девочкой. То есть такая история про что-то, наделенное тем цветом, которым предстоит рисовать. А после истории все дети просто рисуют вместе с садовницей.

И вот здесь меня берут сомнения. С одной стороны, это такая удивительная преамбула к началу творчества, сказка... А с другой, не получается ли, что такой сказкой мы как бы завуалировано даем ребенку задание - нарисовать что-то конкретное? То есть вместо переживания цвета ребенок оказывается в ситуации, когда он волей - неволей будет рисовать объекты ( из услышанной сказки) вместо того, чтобы цветом выражать свои ощущения. Или я неправа?

Мне очень важно во время рисования жидкими красками с дочерью почти 5 лет уйти именно от рисования объектов в чистую игру цвета. Она очень часто начинает с рисования объектов. А сказки она очень любит слушать самосочиненные. Вот я и думаю, нужно ли совмещать эти два процесса, или это вещи несовместимые? Спасибо большое!

Reply

Re: Вопрос zwelik1 January 30 2012, 04:47:45 UTC
Может быть, для АМЕРИКАНСКОЙ воспитательницы это помощь мамой сосредоточится на этом цвете... Там люди очень конкретны, иные, чем у нас... Если хотите какой-то настрой озвучить перед зантием - лучше может быть, что-то спеть? И НАСТРОЙ передается именно не названием цвета, а уж тем более предмета - а глаголами и прилагательными. Именно так устроены ЗАГАДКИ - часто привожу пример - "весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" - все действия, а существительного - отгадки - все еще нет! Если надо говорить о чем-то - то ( а надо?если надо!) то я скорее заговорил бы о свете, о сиянии, о тепле, о жаркой печке, об огоньках... Если у нас красный на столе... Просто чтобы в словах уже появилось настроение тепла... И вобще, всегда ли это надо? Ну, может быть, иногда и нужно... Не стал быбрать это как РЕЦЕПТ на все случаи жизни.

Reply

(The comment has been removed)

Ответ zwelik1 January 31 2012, 13:09:45 UTC
Опасность не в занятиях детей, а во взрослых, которые им эти занятия прививают. Постоянно и непрерывно ТЯНУТ из ребенка ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ. Форма, предметность, работа на результат - это подменяет и вытесняет возможность пережить КАЧЕСТВА того, с чем ты имеешь дело. Еще не прочувствован и не освоен материал - а из него уже сделан ИНСТРУМЕНТ, которым тоже не просто играют - а уже ДОСТИГАЮТ РЕЗУЛЬТАТОВ. Жизнь скачет. как блоха, через 2-3 ступеньки - быстрее к новым рубежам! Не дали прожить ощущение - цвета, воды, песка, ползущего муравья... А уже из этого делают смыслы и инструменты, ЗНАКИ ЯВЛЕНИЙ.
СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ, впитывающее - а не ПРОИЗВОДЯЩЕЕ и плодоносящее, зто качество ВПИТЫВАНИЯ в жизни ребенка стоит на первом плане. ОН ВБИРАЕТ, но не так, как взрослый, "проглатывая внутрь себя" - а деятельно встречая то, что вбирает.
Беда взрослых состоит в том, что молодые побеги они принимают за первые плоды. Чтобы понять разницу, нужно хорошенько вдуматься в два процесса, в их разницу - РОСТ и ПЛОДОНОШЕНИЕ. Ребенок что-то рисует - и мы думаем, что он делает то же самое. что делает художник.
Это - величайшее заблуждение. Он не ГОВОРИТ рисунком. он им СЛУШАЕТ.
Ребенок воспринимает, рисуя, воспринимает звук - говоря, воспринимает движение - бегая и играя.

Как молча дерево выпускает листок - НАВСТРЕЧУ свету, впитывая его листком. А мы думаем, что это уже плоды,и начинаем эти листья срывать и складывать в папки...Устраивать выставки детских рисунков...

Беда не в детской деятельности, а в том, что взрослые НЕ ИГРАЮТ с детьми В ДВИЖЕНИЕ, а играют в ВЕЩИ. И предметы, вещи порабощают и цвет, и линию...
Восприятие у ребенка первоначально происходит по принципу вдоха - это жест раскрытия. А взрослый со своими "что ты рисуешь" и "какой молодец, похоже нарисовано" - приходит и распяливает ему рот - дыши глубже!!! А ЧТО ВДОХНУТЬ - ничего не дает!
Упражнениям, о которых я говорю - нужна пища, подпитка - как играют в пальчиковые игры, как ниточки на пальцах дети натягивают (есть такие игры).
А когда ребенка сажают за стол, дают гуашь или карандаши и говорят - ну вот, теперь рисуй... Что же вы думаете, он не подхватит каноны и штампы, с которыми вы тут рядом стоите? Что травка зеленая. а водичка синенькая. а солнышко надо желтым, и как ежика? Да это в воздухе витает! Как выхлопные газы, которыми мы все дышим.

ВЫХЛОПНЫЕ МЫСЛИ.

Ребенок впитывает - деятельно, сразу же встраиваясь, тут же это делая. И если дают твердый материал, которым легко проводить линии - он и будет воспринимать ЛИНИИ, их танец. Этому можно помочь - но взрослый мир стоит рядом и НЕ ПОМОГАЕТ ИГРАТЬ С ДВИЖЕНИЕМ, а сразы подталкивает к тому, чтобы ОСТАНОВИТЬ, зафиксировать танец - превратить в предметы.

Традиционная культура железной рукой толкает ребенка к ПРЕДМЕТНОСТИ, убивая динамику достижения ее.
Именно это приводит нас к ложной мысли, что надо давать задания, спрашивать, ЧТО ТЫ РИСУЕШЬ, давать материалы и примеры - как рисовать это ЧТО.
Спросите у растения, которое пробивается из земли к солнцу - "ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ? "ЧтО" ты растишь? - и начните его дергать и тянуть за те веточки, которые пошли в рос лучше других. Растешь? хорошо! будем тянуть! - Что получится? Именно то и получится...
Поймите, материалы, которые попадают в руки детей - они не с неба валятся. Их даем им мы. Уже с внутренним посылом, - что ими должны делать, и для чего они предназначены. Я уже описал в статье, что есть разные тенденции материалов, один помогает чувствовать цвет, другой - ставит цвет на службу мыслительным шаблонам. А самое главное - это постоянное стремление РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ.

Это тончайшая форма гордыни взрослого мира - ощущать себя более совершенными, и постоянно подтверждать этот свой примат над "малыми сими" давая им в руки свои инструменты и задачи, вместо того, чтобы попытаться вжиться и вслушаться в то, как СОВЕРШЕННО ПО ДРУГОМУ воспринимает мир ребенок.Но для этого надо перестать МЕНЯТЬ ДЕТЕЙ, а начать САМИМ ВЗРОСЛЫМ ВЫРАОЗНАНИЯ, не бытовой, рассудочно-логический. Например, заниматься движением, осваивать его язык.
Есть такое искусство - ЭВРИТМИЯ, например...

Reply

Re: Вопрос zwelik1 February 14 2012, 23:07:10 UTC
Напишу еще раз на эту тему - с другой стороны. ЕСТЬ ДВА РАЗНЫХ ПОЛЮСА формирования ребенка, которые выражены в двух разных сторонах деятельности. Идя вслед хоть бы даже за Аристотелем,можно назвать их "телесно физическим" и "душевно-духовным" полюсами. В ходе роста и развития человека эти две стороны, будучи первоначально разведены друг от друга, постепенно должны все более соединяться. П О С Т Е П Е Н Н О.
Этот процесс подобен медленному продолжению рождения - но уже не на уровне физического тела, а на других, более высоких уровнях. К примеру,в области ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ, процессуальной - установление правильных жизненных ритмов функционирования.Пример - установление пульса и дыхания (отношения) происходит только к возрасту 12-13 лет.
Подробно эти процессы описаны в кн. "Фазы развития ребенка" Б . Ливехуда. http://www.bdn-steiner.ru/modules/Books/files/6503.doc Очень важным является то, что развитие и "рождение" освобождение сил каждого следующего "этажа" происходит в ритме 7 лет.
Итак, "телесно-физическое" и "душевно-духовное" сближаются.
Относительно "рисования" здесь нужно сказать: они ДОЛЖНЫ усматриаваться и поддерживаться СНАЧАЛА как отдельные деятельности ребенка. То есть, поддерживать "игру в движения - на бумаге она проявлена как линии" (без направленности СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ на изображение предметов. Ребенок - рисует нечто ПОХОЖЕЕ на предметы,- сначала каракули, потом из них складываются все более более напоминающие что-то формы. Но это не рисование предметов ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, это - рисование того, что ОТОЗВАЛОСЬ ВО МНЕ в ответ на предметы окружающего мира. Уже упоминал - череда кружочков отозвалась в период становления позвоночника,дети рисуют корабль с масой иллюминаторов, машину с колесами, заборы... и.т.д.
М. Волошин написал строчки, подходящие к этому: "Когда поймешь, что все явленья - ЗНАКИ, по которым ты узнаешь САМОГО СЕБЯ - тогда лишь ты станешь МАСТЕРОМ" (Из стих. "Подмастерье"). Так вот, то, что просыпается в САМООЩУЩЕНИИ ребенка, резонансно отзывается в его рисунках линиями. Спускаясь в тело, полубессознательно-грезяще, сознание находит в разных его частях и деятельностях резонанс с миром. И если здесь взрослые начинают насаждать то или иное предметное рисование - НАСАЖДАТЬ,ПОДЧЕРКИВАЮ! То дело идет наперекосяк. Потому что взрослые ХОТЯТ СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА БЫСТРЕЕ ВЗРОСЛЫМ,
А желание это пробивается очень по-разному, (водичка дырочку найдет) - начиная от грубых поучений и заканчивая покупкой раскрасок, или мягкими вопросами - А ЧТО ИМЕННО ты нарисовал? и тонкими похвалами и восторгами перед знакомыми "за похожесть",вывешиванием "хороших рисунков" на стенах комнаты.Освободиться просто так от этого невозможно, как невозможно "не думать об обезьяне". Это - тотальная "ЗАВИСИМОСТЬ ВЗРОСЛЫХ", как алкоголизм.
Не думать об обезьяне можно только если начать думать о медведе. Так и здесь. Не повестись на эту тенденцию можно, только если найти ДРУГОЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ природе ребенка, а не наших вожделений о его быстрейшем росте, ЗАНЯТИЕ, и начать его делать самим, рядом с детьми.
Простейший вариант - пальчиковые игры, "Ехали за орехами" и прочие двигательные забавы, - игры "в веревочку на пальцах", кукольный театр на пальцах, тени на стене... и т.д. Но, собственно, почему не поиграть и в линии на бумаге? Этой игре также могут помочь стишки, а лучше - просто отдельные звуки пусть они получат форму. Ведь и дети иной раз сами крутят клубок линий: Ж-Ж-Ж-Ж!! Или Р-Р-Р-Р! - Но этот "алфавит жестов" у них бывает бедноват, и быстро кончается (Одна из причин - обилие механизмов и их шумов, и отсутствие ЖИВОЙ музыки и стихов в окружении- нечему подразать, кроме гула моторов, взрывов в телевизоре, грохота и скрежета рельсов. Этот алфавит нуждается в подпитке и развитии, в ВОЗДЕЛЫВАНИИ, ВЗРАЩИВАНИИ - Он может быть развит и пополнен из ИС ТОЧНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ - из нашей речи, из поэзии, движения и интонаций губ, гортани, фразы и ритма стиха.

Reply

ПТИЦА - ЭТО ГЛАГОЛ. ГЛАГОЛ ПОЛЕТА И ПЕНИЯ. zwelik1 February 14 2012, 23:10:55 UTC
- Да неужели кроме кружочков и палочек мы ни на что не способны? Но взрослым для этого приходится поучиться "играть в танец линий", и не читать, как пономарь, а танцевать линиями на бумаге под музыку простейших стишков - а не чертить заек и слоников из кружочков.
Мне говорят - не видели, чтобы дети так рисовали!- А вы им показывали? Покажите - и если возьмут - значит, принялось. У всех, кто пробовал - принималось. Только самим попотеть приходится, чтобы забыть думать о... не обезьяне, а ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОХОЖЕСТИ НА ПРЕДМЕТ.
Но, "не плачьте, сердце раня..Я говорю вам - в добрый час...
Я говорю вам - до свиданья! Прощанье-не для нас!"
Так и здесь: стоит вам научится "танцевать линией со звуками", как мометально, через пару дней уже, из этих БЕСПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ СНОВА НАЧНУТ СКЛАДЫВАТЬСЯ ПРЕДМЕТЫ!!! начнете ЧИТАТЬ В ПРЕДМЕТАХ ОКРУАЮЩЕГО МИРА эти линии и звуки! Рисовать не абстрактно разбивая на цилиндры и шарики, как в художественной школе, а видя, КАКИМ ЖЕСТОМ РОЖДЕН цветок, лист,дерево...вы как бы изнутри будете ощущать этот процесс, КАК ВЕЩИ ПРОИЗОШЛИ из движений и Деятельностей.. Понимаете, это так же как с чтением: выучился буквам - и слова в книжке оборели смысл. Выучился звуко-линиям - и предметы стали говоряшими для тебя - о том, как они образовались.
Ибо "благородный муж постигает не ставшее, а становление и прехождение" - говорит даосская мудрость Китая.
Дети же начинают все более живо ощущать и преживать движения своего тела, игру сил и их разнообразных сочетаний. Так же, как играющая на фортепиано девочка на уроке анатомии в 8 классе нарисовала кисть руки - со всеми мельчайшими деталями пропорций пальцев, а вот мальчик, игравший только в хоккей с детства (фанат)- нарисовал руку с 4 пальцами лопатой, и пальцы - одинаковой длины. Оба рисовали С НАТУРЫ - со скелета кисти, лещащего перед ними.Однако видели разное - потому, что глаза видят то, что отзывается в теле... Зажим клюшки в хоккейной рукавице - или тонкий перебор по клавиатуре...
Выскажу странную на первый взгляд мысль: До определенного момента все существительные являются для детей ГЛАГОЛАМИ. Птичка - чирик-чирик" Корова - Муу! Кошка-Мяу! - ведь так мы с ними и общаемся!

ПТИЦА - ЭТО ГЛАГОЛ ПОЛЕТА И ПЕНИЯ.

Reply

(The comment has been removed)

О двух полюсах zwelik1 February 24 2012, 14:04:23 UTC
Наверное, неясно выразился, и вы превратно поняли. Вы не будете снова в претензии на "ликбез"? Сами спросили... Так вот.
Эти два полюса - телесно-физическое и душевно-духовное никто разделять не собирается,а как раз им требуется помощь в соединении и взаимодействии, ибо при рождении они ЕЩЕ НЕ СОЕДИНЕНЫ ВПОЛНЕ, им еще предстоит этот путь. Это собственно и есть формирование личности и всего остального, что связано с достижением зрелости- с одной стороны, формирование телесности, рост, развитие, установление функций и ритмов. С другой - разворачивание СОБСТВЕННОЙ душевной деятельности, образование в ней своего рода "органов".Встречаясь и ДЕЯТЕЛЬНО ОБЪЕДИНЯЯСЬ, они и формируют ЛИЧНОСТЬ (Индивидуальность, духовно-душевного рода начало и телесно-физический поток, идущий из наследования, рода - объединяясЬ, представляют ЛИЧНОСТЬ.)

ДУШЕВНАЯ деятельность ребенка еще не имеет истока в его "Я", а ВЕДОМА - как окружением,(например, подражанием на самых разных уровнях -в достижении хождения-выпрямления, речи, формировании мышления) с одной стороны, а с другой - силами, формирующими его так называемый "рост", за которым стоит отнюдь не физико-химическое "считываеие программы с генов", хотя гены и участвуют. В этом отношении переформировывается по сути все тело и его функции, полученные при рождении, вплоть до смены самого твердого в организме-зубов.Эти два процесса можно назвать "овладением своим телом,заселением своего дома". Можно сказать, что "Я" ребенка еще долго находится ВНЕ его тела, однако, действуя на него - подобно тому, как, как строитель еще не живет в доме, но с ним взаимодействует.Процесс обучения и воспитания в этом смысле является процессом "ис-ЦЕЛЕНИЯ" - помощи в соединении индивидуальности "Я" с телесно-физической унаследованной основой, перестраиваемой "под себя" "Я"-индивидуальностью по ходу ее "взращивания организма силами природы - силами физического, душевного и духовного рода" (назовем осторожно этот процесс пока так). Естественно,все находится еще и под влиянием окружения.
Поэтому древнее изречение гласит, что "человек рождается ИЗНАЧАЛЬНО НУЖДАЮЩИМСЯ В ИСЦЕЛЕНИИ (можно сказать, больным), и ЛИШЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИСЦЕЛЕН (ЦЕЛОСТНОСТЬ МОЖЕТ ОБРАЗОВАТЬСЯ).По поводу шовчиков, которые могут остаться - у кого мз нет? Они образуются именно там, где нарушается процесс соединения, и либо телесное не может принять "Я",(нарушения развития, ДЦП например) либо "Я" врывается, как слон в посудную лавку, в свой "дом", нарушает ритмы развития в жертву "голове", так разрушая его (все прелести "раннего развития",раннего интеллектуального напряжения.Апатия, усталость от жизни, депрессии, нарушения функций обмена; (например, нейродермит).
Гегель, вслед за греческой философией,(Аристотель) различал в душевном организме ВЗРОСЛОГО человека три стороны; "душа ощущающая", "душа рассудка и характера" и "душа сознательная". Этими же понятиями пользуется и Рудольф Штейнер, на исследования которого и опирается вальдорфская педагогика в воспитании и образовании, в смысле строения и развития человека. По способу формирования эти стороны душевного организма человека различны - одно формируется в основе своей исходя из культурного окружения, другое - совсем иначе, имея опорой луховные силы "Я". (Но вот этих-то сил "Я" и не существует для исследователей, опирающихся только на наблюдения ВНЕШНЕГО. Например, приведенный вами отрывок о развитии ребенка - из книги написан именно таким автором. Исследователь опирается исключительно на воприятия внешних чувств и рассудочно понятийную логику, которой и ссужает действия ребенка - "покричал - покормили, сделал вывод,закрепил". Безусловно, есть И ТАКИЕ цепочки - но у взрослых.Но то, что при этом РЕБЕНОК СЛЕДУЕТ ЛОГИКЕ - домысел привыкших искать в любых проявлениях только логическую причинно-следственную связь (Кто про что, а логик все про логику).

Reply

Re: О двух полюсах zwelik1 February 24 2012, 14:37:52 UTC
Возвращаясь к теме рисование и живопись:
"Танец линий" подпитывает процессы в СПОНТАННОМ ДВИГАТЕЛЬНОМ ЛИНЕАРНОМ РИСОВАНИИ РЕБЕНКА. Подпитывает так сказать, "природный поток". Но поток ПЛАСТИЧЕСКОГО РОДА, когда ребенок рисует не ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПРЕДМЕТОВ, а прорисовывает СИЛОВЫЕ ЛИНИИ деятельностей, действующих в его теле - улавливая в том, как был создан предмет, подобное деятельности в себе. Иногда - просто везде пририсовывая. (на всех предметах , например, на рисунке точки, или крестики, или полумесяцы - видел немало такого).Говорят, что ребенок "ассоциирует" свои образы с предметами. Это неправильно, он ничего не ассоциирует. Пояснить можно только на примере "заразности" зевоты. Человек, который немного утомлен, видя другого зевающего, ничего не ассоциирует, челюсти сводит у него без рассуждений. Так же и ребенок ГОВОРИТ В РИСУНКЕ ЛИНИЯМИ на языке жестов стихий - твердого, текучего, огненного воздушного характеров. (я на занятиях показываю ВЗРОСЛЫМ эти жесты, и люди сразу прорываются через завесу "не умею рисовать" - тут же рисуют. В теле ксть уже все картины мира.

То, что ребенок рисует, он часто называет каким-то словом, но маленький - часто просто гудит или жужжит.. Он рисует не то, что видят глаза, не ЗРИМОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗ ПРЕДМЕТА - ведь, сознаемся, это НЕ ПОХОЖЕ. Этот рисунок появляется из ощущения ИГРЫ СИЛ, ПРИВЕДШИХ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТА, или из него излучающихся ("детское солнышко"). Называние предметом побуждается (чаще более взрослыми детьми, или взрослыми). И происходит оно из УСМОТРЕНИЯ В ВЕЩАХ ТЕХ ЖЕ СИЛ, что формируют и предмет, и мое тело. Из интуитивного ощущения сродства этих формирующих сил в себе и в мире идет ИМЕОВАНИЕ. И чаще всего окружающие не могут понять - вот эти закорючки - это что? Ах, это солдаты... Ну-ну...
Когда в "Песни песней" Соломон говорит возлюбленной, что "шея твоя - столп из слоновой кости; нос твой - башня Ливанская.." то нынешний читатель ухмыльнется - ну и нос - подумает он. Но произведение написано еще из другого, не ЗРИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОЗНАНИЯ, сознания от-себя-отставляющего, рефлектирующего и дистанциованного от предмета, а ТЕЛЕСНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО, еще изнутри, внутренне срощенного с вещами сознания культуры, жившей ближе к детству- и к силам роста, природы - и себя. Даже не из культуры, ориентированной не на зрение, как наша, а на слух, как средневековая (см.об этом - Гулыга. Средневековая культура). Образы взяты из еще более древней культуры, пользующейся языком ВНУТРЕННЕГО СОПЕРЕЖИВАНИЯ В СЕБЕ И В МИРЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО. Это и есть ИСТИНАЯ ИНТУИЦИЯ - "как ты во мне, так я в тебе". В теле - и в постройках чувствует себя прежний человека - и маленький ребенок.
А Соломон имеет в виду не размер башни, а ее вертикальную стройность, выстроенность в прямизне - СИЛОВОЙ ОБРАЗ башни. (Далее, уже и в Евангелии притча говорит об этом уже и прямым текстом - "Разрушу храм сей и воздвигну за 3 дня..." - " Они же не поняли, что Он говорил о ХРАМЕ ТЕЛА СВОЕГО"). Ребенок также ощущает - и рисует - ВНУТРЕННИЙ СИЛОВОЙ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СЕБЯ- И ПРЕДМЕТА-В-СЕБЕ-ПЕРЕЖИВАЕМОГО. Свой резонанс с предметом. И обращает внимание при этом именно на те СИЛЫ, КОТОРЫЕ В ЭТО ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЮТ И В НЕМ САМОМ, ФОРМИРУЯ ЕГО В ДАННОМ ВОЗРАСТЕ. Это неправильно называть ассоциацией, ибо никакой рефлексии, нужной для ассоциирования (оно ведь подразумевает предварительное ДИССОЦИИРОВАНИЕ) - рефлексии нет!
Поэтому, окружая ЗДОРОВЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ И ЗДРАВО УСТРОЕННЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, мы можем помогать формировать здоровое тело - можно сказать, вызывая "двигательные" резонансы с построительными силами органов. На этом основана ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ - когда совершаются движения со звуками, поддерживаюшие формообразующие силы органов, нуждающихся в поддержке или доформировании.

Reply

(The comment has been removed)

Re: Я вовсе против ликбеза, даже напротив, zwelik1 February 24 2012, 17:29:04 UTC
Я и в мыслях не имел объяснять понятия через понятия, Боже упаси от этого бессмысленного и бесполезного труда.Да, этот порочный принцип - сводить БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ вещи к понятиям, а понятия объяснять через "более простые понятия"- действительно царил и царит под маркой "научности", самозванно захватив себе все на науку права. Но самозванство еще не означает, что нет другого мышления.
Я каждый раз в ответ на ваши вопросы СТРОЮ КАРТИНУ, ОБРАЗ, в котором стараюсь согласованно описать все части. Никаких отдельно объясняемых и сводимых к более простым понятий там искать не стоит. Действительно, картина с каждым разом выглядит все более насыщенной. Но, представьте себе, если бы художник на запрос зрителя все свел бы к "Простым понятиям"- тогда он должен был бы соскоблить краски и рассовать их снова по тем же тюбикам, откуда взял.
Давайте может быть упростим длину описания:
Картинка:
Ребенок. Два полюса сил, действуют в нем. Один- сверху, через голову,как поток-в туловище и конечности. Рост и переформировывание унаследованной телесности."Осознание себя в теле" постепенно спускается в него, как в перчатку. Шаг за шагом ребенок прорисовывает в своих фигурках все более сложные движения, (например, появляют локти и колени, жестикуляция). Процесс параллелен и его развитию в движениях, чему помогает углубление самоощущения. В окружающем же мире он ощущает резонанс с силами, приходящими из внутреннего., внутреннее гомогенно силам внешнего мира. Можно сказать, ощущается постоянное ЕДИНЯЩЕЕ СРОДСТВО с окружающим миром. Это продолжается вплоть до возраста "Рубикона" - примерно 9 лет. Тогда эта связь рвется, и окружающий мир начинает рассматриваться как находящийся ВНЕ МЕНЯ.- Появляется возможность НАБЛЮДАТЬ,СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, СОЗНАТЕЛЬНО ОТДЕЛЯТЬ СЕБЯ ОТ ОБЪЕКТА.

Reply

(The comment has been removed)

Re: Я вовсе против ликбеза, даже напротив, zwelik1 February 24 2012, 23:18:49 UTC
Вы пишете:"это не значит, что вся наука никуда не годится, правда же?"
Я отвечаю:Я же уже написал в предыдущем комментарии, что сам научный подход не таков, как зауженно его преподносят.Ограничение провозглашено, навязано - но его придерживаются и стоят насмерть.

Вы пишете:"Если в науке, как и в любой другой сфере на одного думающего семеро жующих чужие мысли,это не значит, что вся наука никуда не годится ...
Я отвечаю:
не говорю о недомыслии слабых головой. Я говорю об ОСНОВОПОЛОГАЮЩИХ ПРИНЦИПАХ, сформулированных и записанных в анналы ПРИНЦИПАХ,провозглашенных законодателями СОВРЕМЕННОГО научного подхода. Это не ошибки, а ПРОПИСАННЫЕ и ПО УМОЛЧНИЮ всегда применяемыые в сообществе и практике принципы, и каждый, кто через них переступает, сразу провозглашается "ненаучным". Достаточно заглянуть в статью "Причина" Вл. Соловьева (словарь"Брокгауз-Ефрон"), чтобы прочесть там о принципах, ПРОВОЗГЛАШЕННЫХ НАУЧНЫМИ.

"Новая философия по отношению к причине характеризуется трояким стремлением... 2) устранить изыскание конечных причин или целей из объяснений природы.

Поясняю: на простом языке это означает "наука не работает с поиском целей (конечных причин) вещей. Например, НЕЛЬЗЯ ставить вопрос к науке - "ЗАЧЕМ растут цветы". Наука такими вопросами НЕ ЗАНИМАТСЯ.Она описывает, как образуются, где и при каких условиях, что нужно для, и т.д. Ставить вопрос о ЦЕЛЯХ вещей и явлений считается НЕНАУЧНЫМ. ЭТОГО СПРАШИВАТЬ НЕЛЬЗЯ.

Вы писали:Никто в науке не занимается сведением явлений к понятиям.-

Только этим и занимается. Все остальное - побочный продукт, или результат деятельности техников, практиков, педегогов... Ибо целью научного подхода является ПОНЯТИЙНОЕ ПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ. Примером может послужить ЛЮБАЯ диссертация. Да будет вам известно, что еще Гегель сформулировал это философски, и блестяще достиг своей цели, переведя в понятие в концн своей работы уже и саму философию, о чем и сказано было. Т.е. тем, кто работает с компьютером, - аналогия: инструмент преобразования преобразовал весь звук и изображение в архив, а подконец ЗААРХИВИРОВАЛ В НЕГО И САМОГО СЕБЯ ТАКЖЕ.
-----------------------
Вы пишете: Слово - лишь звуковая метка, с помощью которой обозначается то или иное явление, какой либо аспект реальности.
Отвечаю: у, что называется, тут уж ехать дальше некуда. Слово- это НЕ звуковаяя метка. Столь откровенный НОМИНАЛИЗМ все-таки был уже преодолен уже в средневековойй схоластике, ибо существовало и противоположное воззрение, именовавшее себя РЕАЛИЗМОМ, и уверявшее, что ЗА слловами стоит некая объективность, себя непосредственно (т.е. в том числе и в написании, и в произношении) выражающая. Т.е. когда мы говорим "Лев" или "Lion", даже от языка, на которомм это выражено, нечто меняется в "адресатах", которых мы вызываем таким образом.Спор номинализма и реализма продоолжался около 9 столетий, утихая и разгораясь. Разрешен он был в ХХ веке. - Ответ: в рамках понятийного мышления не может быть решен.-Он был решен на уровне мышлания ИМАГИНАТИВНОГО.

Вы пишете:Тот, кто когда-либо сталкивался с подобным же явлением, кто обозначил его для себя теми же самыми словами, может вызвать у себя представление по описанию, данному другим человеком. Говоря иначе, может понять другого, одухотворить его речь.
Я отвечаю:т.е. процесс выглядит так:
1.Есть реальность,явление.
2.Оно одухотворено (ибо в конце ему дух возвращают,как вы пишете, "если вас поняли и "одухотворили речь")
3 "Слово - лишь звуковая метка, с помощью которой обозначается то или иное явление, какой либо аспект реальности."-
А есть еще Слово, оно не относится ни к реальностям, ни к явлениям, как бы принадлежит некоему внемировому континууму меток.И им обозначают, а вот само оно видимо НЕ одухотворено,т.к. способно только на обозначение.

Reply

Re: Я вовсе против ликбеза, даже напротив, zwelik1 February 24 2012, 23:19:28 UTC
4.При переходе к словам ДУХ предмета не связан со словом. Он остается у того, кто им обозначил явление. Дух, получается, живет только в ПОНЯТИЯХ И ОБРАЗАХ, но отсутствует в СЛОВАХ. Слова снова вызывают ОБРАЗЫ ПРЕДМЕТОВ, которые люди например, видели вместе, произнося при этом это самое, меточное слово.
5. Вывод: понятия - просто результат договоренности между людьми, на деле за ними НЕ СТОИТ НИКАКОЙ ОБЪЕКТИВНО-СВЯЗУЮЩЕЙ-ЕДИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. И каждую кошку надо бы называть иным словом, совместно назначаемым в паре с человеком, который с тобой вместе на нее посмотрел. Но люди ДОГОВОРИЛИСЬ, и стали называть этим словом многих по сути абсолютно разных животных.
6. Предпосланный постулат: дух - это то, что воспринято или представлено. Слова же духом не обладают.
---
- Симфония абсурда...
Остается совершенно непонятным:
Как же все таки определяют ПОХОЖЕСТЬ, на что ориентируются, ведь со всеми на свете мы не договаривались? (Кюлевинд: "ребенок ИНТУИТИВНО воспринимает СВЯЗЬ слова и понятия.)

Почему слова исключены из ряда являний и предметов, и им отказано в ДУХЕ?
Если даже все так, то получается, что ДУХ - это просто хранимая в памяти картинка, "загружаемая из памяти другого пользователя по перенесенному ярлычку с рабочего стола первого"... М-да.Не напялили ли мы на нашу Слово, которое В НАЧАЛЕ было, кургузые представления о мире, взятые из кабинета информатики?

Reply

(The comment has been removed)

Никакого антинаучного пафоса нет zwelik1 February 25 2012, 12:05:33 UTC
"Как только человек ответит сам для себя на вопросы, касающиеся КОНЕЧНЫХ ЦЕЛЕЙ и причин вещей, не только все его научные изыскания, но и личная история его жизни подойдёт к концу."- Речь идет не о так называемых "причинах всего" обсуждаемых на кухне. Имелся в виду совершенно конкретно-философский термин(Causa finalis). Вы говорите в данном случае не о том, что я имел в виду. Во избежание недоразумений прочтите у Вл.Соловьева "Причина", словарь Брокгауз-Ефрон.

Не вижу смысла пересказывать статью размером в пол-странички, написанную гениальным философом,специально для словаря, кратко и ясно. Я лучше не напишу.Но небольшое пояснение добавлю.

"КОНЕЧНАЯ или ЦЕЛЕВАЯ ПРИЧИНА" - это ни с каким концом мира не связано.Различают 4 вида "причин", или "начал бытия ". Например, по отношению к предмету "здание" его так называемая "конечная, или целевая причина"(Causa finalis) выражается словом, указывающим на его предназначение - "жилище", или "библиотека", или "театр"... Вот и все.
Но если мы начнем спрашивать физику, в чем предназначение того или иного процесса или явления,или то вам скажут "это неправильно поставленный вопрос. Это было бы ненаучно - трактовать физике о предназначении, мы не оперируем этими понятиями, научного подход их запрещает (читай - у нас так постановили, что наука ДОЛЖНА БЫТЬ ТАКАЯ). Наука не ставит вопросы о предназначении". Т.е. наука оказалась ИТОРИЧЕСКИ лишена прав думать в этом направлении. - А кто ответит на эти вопросы? - это - вопрос религии, скажут вам.Веры. Но это - ненаучно. Правда, с определенного момента вопрос все-таки начинают протаскивать обратно в научные круги - под названием "антропный принцип".- Суть - втом, что ничего нельзя менять в мировых физ. константах, даже в 12 знаке после запятой. Это вызвало бы коренное изменение вселенной, и человек не смог бы там, как полагают, существовать. - ЗНАЧИТ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ - существование человека. (Это конечно, очень упрощенное изложение, но "просачивание идей" это показывает).

Reply


Leave a comment

Up