Преа Кхан это колоссальных размеров
(см тут) храмовый комплекс в северной Камбодже, построенный где-то 800 лет назад, т.е, он на триста лет младше Koh Ker. Пишут, что он все еще скрыт в джунглях - частично это правда, но по большей части он уже подчищен и очень заботливый полицейский берет на входе пять долларов с группы себе в карман (официальный билет $5/pp). Расположен комплекс у чорта на на рогах, хотя сейчас дорога становится все лучше и лучше - на машине в сухой сезон проехать совершенно не проблема.
Тем не менее, наш драндулет с тремя фарангами и их рюкзаками с большим тружом пробирался по дырам в дороге, пока не стмнело и не пришлось встать на ночлег у гостепримного местного чиновника, который выделил нам место на крыльце, повесил там сетку, выдал подушки и вообще всячески опровергал мнение о кхмерах. Мы не доехали буквально 30 км.
Весь следующий день мы лазили по развалинам - и они того стоят. Рассказывать о них не буду, это надо видеть со включенной augmented reality, которую пока еще заменяет воображение.
На следующее утро я расстался с бекпекпекерами, подбросив их в южную сторону до ближайшего пикапа. Сам я поехал дальше туда же, но далеко не уехал - несколько подубитый жарой +45, я остановился попить воды в соломенном домике в деревне О'Сакрим и неожиданно понял, что сейчас упаду. Ощущение усилилось, как только я уселся. Дышать вдруг стало труднее, пот лился градом, двигаться не получается, даже говорить очень сложно. Я решил, что это обезвоживание, жара и голод (я ем мало, а тут как раз не позавтракал) - попросил еды и воды. Разумеется, потратил порядка десяти (!) минут, чтобы эти идиоты поняли, что имеет в виду космонавт, показывая пальцем на яйца и на очаг, попутно деля жест "разбить яйцо" и "пожарить".
В деревне, где нет электричества (и газа, и холодильников), не так-то просто приготовить еду. Нужно развести костер, взять свежее (льда тоже не завались вовсе), проделать еще какие-то манипуляции; поэтому едят там тогда, когда еда готова, а не тогда, когда захотелось. Тем не менее, мне пожарили каких-то яиц, дали воды со льдом (уже хорошо) и стали с интересом наблюдать, что будет дальше.
А дальше я понял, что приехал. В наличии явно была температура, давление упало до плинтуса, я лежал головой на столе и аккуратно дышал. Телефон разряжен, в телефоне кхмерский словарик и пара полезных номеров, но Билайн тут все равно не работает - сообщить, где я, никак и некому. Попросил зарядить телефон - попросили денег, принесли аккумулятор. Не работает. Достал полотенце, прилег на гамак, не спросясь, и два часал лежал, протирая голову мокрым полотенцем - пожалуй, единственное, что держало на границе бреда. Пять таблеток парацетамола (единственное, что с собой было) не помогли.
Итак, три часа дня, +45, я лежу в грязном гамаке во дворе дома в деревне. Вокруг меня куры, три свиньи, рядом буйвол, гуси и два десятка туземцев. Температура, судя по ощущениям, растет, давление у нижней границы, это продолжается несколько часов. Очевидно, нудно что-то делать. Собираюсь с мыслями - как попросить доктора. Доктор, говорю, хоспитал. Народ зашевелился: "космонавт проснулся, что-то хочет".
-- Оооо, - говорят они, важно качая головой и пуча глаза, -- доктор! Хоспитал! Ай лав ю!
Я понимаю, что это напрасно. Показываю парацетамол, делаю жест инъекции, бестолку. Свиньи сжимают кольцо, гуси наступают, туземцы говорят "оооо", температура растет. Понимаю, что если свалюсь в шок, то меня оттуда никто доставать не будет. Они скажут "оооо, космонавт того" и скормят парнокопытным. Усиленно обливаюсь водой, дышу, пытаюсь шевелиться. Думаю, вот пидорасы, неужели не видно, что я как-то не очень хорошо себя чувствую, нашли бы какого нибудь англопонимающего, село же большое, школа явно есть.. Тут вдруг слышу "хау кен ай хелп ю"? Подрываюсь, говорю "доктор, хоспитал". Чувак тупит. Видимо, кроме этой фразы больше ничего не знает. На автомате повторяю все по тайски, и у него, видимо, возникают какие-то ассоциации.
В нескольких километрах оказывается фельдшерский пункт. Никто все еще не говорит ни на каком языке, но зато я вижу стеллаж с медикаментами и понимаю, что в этот раз, скорее всего, не сдохну. Мычу, указывая пальцем на надпись MALACHECK. Меня понимают; берут кровь, малярии у меня нет, уже хорошо. Я все еще не понимаю, что со мной, фельдшер анамнезом тоже не интересуется, но с пренебрежением меня разглядывает. Выгляжу я действительно хреново: ехал по выжженому краснозему несколько дней. Прошу отвезти меня в город (чорт с ним, с арендованным мотоциклом - потом заберу, ситуация сложная). Фельдшер уходит, возвращается через пять минут с бумажкой, на которой написано $150. Громко сказать "ебаные кхмеры" сил нет, поэтому я просто слабо улыбаюсь, и он понимает по моему взгляду, что я никуда не поеду.
Я ползаю взглядом по стеллажу, где без всякой системы навалены медикаменты с надписями на всевозможных языках. Выгребаю слабыми руками витамины и аспирин, тычу в физраствор: это! Фельдшер приносит систему, стойку, катетер, жгут, все как положено - берет руку и начинает и интересом щупать волосы на руке: у азиатов их нет, и он в ступоре, собирается ставить на тыльную сторону ладони. Теряю терпение, беру жгут, начинаю делать сам. Он машет руками - волосы, мол. Ставлю себе капельницу и расслабляюсь: за семь часов это первое, что хоть как-то улучшает самочувствие. Что со мной - до сих пор непонятно, но ясно, что обошлось.
Лежу в деревянном кресле во дворе фельдшера; все те же гуси, куры, свиньи, буйволы и туземцы с детьми, которым фельдшер ловко ставит градусники и прививки. Помалу темнеет, и я, немного зарядив телефон, имею возможность объясниться: мне нужна комната, желательно с молодой сиделкой (чувствую, что иду на поправку, гг). Нету, говорит, тут у нас комнат в деревне. Ноу хотел. Ноу рум. Ноу гамбургер, но сендвич. Ну окей, кхмеры, посплю под деревом. Через какое-то время он предлагает остаться у себя, я соглашаюсь. Ужин - пладук, рис, ничего острого, но в целом вкусно. Ноу гамбургер, повторяет он на полном серьезе. Меня тащат вместе с системой на второй этаж и кладут на пол под сетку. Дом зажиточный - на втором этаже есть ручная помпа для воды из бочки, и даже сортир. Именно сортир меня спас в ту ночь - при том, что ходил я по шагу в час, а ночью у меня сорвало днище - я бы не знал, куда деваться в другой ситуации. Зато прояснился диагноз - острая кишечная инфекция неясной этиологии. Это была очень, очень веселая ночь. Гуси и свиньи были мне товарищи. "В суп вас" - думал я с ненавистью :) Ночью в деревенском доме очень шумно.
Без всяких перувеличений - в 5.30 весь дом уже был на ногах, а в 6:30 пришли первые больные. Я собрался, поблагодарил благодетеля, дал прилично денег и уехал. Оказалось, что если ходить мне все еще было трудно из-за головокружения, то ехать - вообще без проблем. Километров 60 по проселкам я проехал без всяких приключений. Думал о том, как бы развивалась такая же ситуация в Таиланде, о том, как красиво и интересно вокруг. Позвонила вдова из Кох Кера, поинтересовалась, почему все таки я не позвал ее в прошлый раз к себе. Я говорю, ты же даже за столик один со мной сесть стеснялась. "Нет", говорит, "это совсем другое".
В Кампонгтоме я лишился прав. Дядька, который сдал мне мотоцикл, имел интересные представления о подстчете времени. Он настаивал на том, что если я взял мотоцикл вчера в 15:00, то сегодня в 15:00 надо платить за два дня, потому что ведь это вчера + сегодня. Я настаивал на том, что это 1 сутки, 24 часа. Взял вчера в 15:00, вернул сегодня в 15:00, один день - так, мол, везде. Он уперся. Я ему заплатил за два дня авансом, прочехал через три; он настаивал на четырех, предложенные деньги за день просрока не взял. "Не отдам", говорит, "твои документы". И уехал. Ну, думаю, на здоровье; на следующий день, когда я сел в автобус, я получил смс "заплати за 1,5 дня". Права были тайские на мотоцикл, причем просроченные, он сдал мне древнейший мотобайк, на котором ничего не работает, втрое дороже, чем в Тае; я решил, что совесть моя чиста, и уехал.
На автобусной остановке меня снова наебали, взяв за билет Кампонгтом - Сиемрип $5. Билет явно стоил дешевле, но моя система еще не сообщает, сколько он стоит на самом деле. Но, однако, я готво был заплатить за именно это расстоние примерно такие деньги. В Сиемрипе, где я думал переночевать в отсутствии автобусов до границы в этот день, я неожиданно попал на таксиста, который готов был отвезти меня за $10 до Пойпета (2.5 часа езды). В конечном итоге выяснилось, что местные платят вообще $5, но я как баран должен $10. Это свинство, но все равно относительно недорого и экономия одного дня, поэтому я согласился.
Ах, Таиланд! Как только я пересек границу, я низко поклонился портрету короля. Здесь есть электричество! Есть фонари надо дорогой, нет попрошаек, есть 7-11, есть нормальные автобусы, а не списанные десять лет назад корейские душегубки! Билет до Бангкока (5 часов езды) стоил те же $10, причем я еще поспорил с турбюро, которое там монополизировало билетные операции компании Аран - моя система соощает о стоимости в 207 бат на этот автобус.
Таиланд! Еда! Люди! Цивилизация! Камбоджа от него отличается примерно как
Мозамбик от Германии. Long live the King!