Мимоходом

Dec 09, 2011 17:28

В ленте дичь какая-то. Повязки, экпрессия. Как будто ранбше было все хорошо в России, а тут бац - что-то случилось. Когда все то же самое происходило в Беларуси - точь-в-точь - русские. в массе, деланно-озабоченно кивали, мол, ну, что поделать, нас это мало касается, у них там свои порядки, у нас свои - и шли по своим делам. А тут вдруг, якобы, массовое прозрение - а король-то голый, живем мы в рабстве, как только мы раньше этого не замечали?

Учитывая захраничны опыт, хозяева дадут выпустить пар, шаркнут ножкой, дадут пару ни к чему не обязывающих свобод (или отработанная схема с внезапными терактами), народ поволнуется еще неделю-другую, а потом волна помалу стихнет и все разойдутся, образно говоря, по домам, бурча себе под нос. Ничего не изменится - для любых изменений (в любую сторону) нужно либо много энергии, либо много времени, а энергия - это в основном война (который народ не хочет) - но нельзя на елку забраться, не оцарапавшись. А на хозяев работает время, меняя сознание масс в их сторону - см братскую республику.

Много красивых, я бы даже сказал, рыцарских черт проявляется у текинца. Он до самозабвения гостеприимен, честен, правдив и болезненно самолюбив. Кроме того, он в высшей степени горд. В его отношениях к русским нет ни тени унижения или подхалимства, столь свойственного сартам.

Да и между богатыми и бедными текинцами не замечается преимущества с одной и раболепства с другой стороны.

Один туземец сказал мне: «Мы теперь народ без головы, и потому всякий текинец сам себе голова».

Все недоразумения между членами аула ведает народный суд, который руководствуется каулетом (закон о нравственности, издревле установленный, согласно народным обычаям).

Народными судьями выбираются лучшие люди, и решение их бесповоротно.

К религиозным вопросам текинец относится удивительно индифферентно, и постановления шариата для него почти пустой звук. У них даже нет официального духовенства; имам, руководящий намазом, во время намазов не является представителем Аллаха, он только заведует обрядовой стороной моления и, в случае его отсутствия, может быть заменен любым из молящихся, знающим порядок богослужения (молитвословия).

В. Н. Гартевельд. Среди сыпучих песков и отрубленных голов. Путевые очерки Туркестана (1913). Москва, 1914 via rus-turk

о людях

Previous post Next post
Up