статья для OnAir

May 14, 2010 09:04

Огромное деревянное колесо телеги, поскрипывая, медленно выкатывалось из жидкой грязи. Ежась от тряски и мелкой мороси, обычной в этих краях, Ху Сюэ Лун поднял повыше воротник и подвинулся на холодной соломе ближе к краю - оттуда лучше было видно, как из-за поворота, лачуг и красного забора дома чиновника Цзы медленно появляется главный рынок провинции. Становились слышны резкие крики торгующихся, неожиданно запахло рыбными потрохами, и вместе с рынком за-за поворота наплывал гул большого, оживленного места. На очередном ухабе повозку немилосердно тряхнуло, и Сюэ Лун посмотрел на сваленные на телеге тушки связанных, живых гусей. Гуси, в свою очередь, смотрели на Сюэ Луна, думали о вчерашней травке на берегу камышового пруда, и отчетливо понимали, что долго не проживут. Сюэ Лун тоже знал, что сегодня вечером все они окажутся в животах тех крикунов с рынка, а он, уставший за день от торговли, ора и хватания за рукава, будет в это время ужинать в харчевне Лян - с большой вероятностью, собственным гусем, а потом, позже.. Шум рынка вернул Сюэ Луна в реальность. Тысячи покупателей в халатах до пят и широкими рукавами - традиционной одежде этих мест - толпились по узким переулкам среди соломенных навесов. Вот сдирают шкуру с живых лягушек, а они спокойно смотрят на покупателя. Вот извиваются в ведрах змеевидные угри. В лавках продавцов тараканов сегодня особенно оживленно - вечером бои бойцовых сверчков, а недавно привезенные откуда-то с запада личинки тутового шелкопряда оказались очень вкусными - местные совсем не такие жирные...

Вы думаете, китайские рынки какие-то такие ? Это не совсем так. Типичный китайский рынок (если не брать в расчет деревенские) очень похож на тот шоппинг-центр, в котором вы были вчера. Это, в основном, многоэтажные здания с эскалаторами, фудкортами и отдельными лавками на любую тему, либо, скорее, улицы, полные таких центров и магазинов. Однако это никак не отменяет того факта, что Китай - это все еще другая планета, пусть и впитывающая западные ценности, но живо адаптирующая - тысячелетия изолированной истории не так просто забыть, несмотря ни на какую культурную революцию.

Давайте сходим на китайский уличный рынок, где продают еду. Это, скорее всего, будет квартал старого города, который был рынком еды еще в незапамятные времена - города, как правило, растут вширь, а традиции а Азии - это сила, с которой сложно спорить. Тысячи людей ежедневно покупали еду в этих бесконечные переулках сто лет тому назад, и будут делать это завтра, несмотря на растущие кварталы сверкающих небоскребов и Carrefour в пяти минутах ходьбы.

На улицах - лотки, сооруженные из подручного материал, иногда просто стульчик и деревянные коробки , но часто - лавка: на первом этаже ведется торговля, на стором - живет вся семья торговца. На лотках огромное количество еды. Вся она ежедневным потоком доставляется в город из провинции, всегда свежая, выбор широчайший, и за счет прямых поставок - недорого. Вот несколько улиц, торгующих всем съедобным растительного происхождения. В Китае, как и в остальной Азии, весь реальный мир делится на две категории - съедобное и несъедобное. Причем первая категория значительно шире, чем можно себе представить. Очень многим растениям и их плодам попросту не существует названий в западных языках - одних фруктов можно вспомнить десятки, но далеко не все из них - по именам, не говоря уже об овощах, ягодах, и прочей флоре. Все это на рынке стоит дешево - однако даже здесь нужно торговаться.

Покупателя, который не торгуется, не за что уважать, со всеми вытекающими отсюда последствиями - считает китайский торговец. Такой покупатель не дает насладиться ощущением выгодности сделки ни себе, ни людям, даже если он сэкономил всего ничего. Торговаться в Китае надо почти везде и всегда. Что самое интересное - не только нужно, но и можно. Можно даже сбросить цену за комнату в сетевом отеле, где, казалось бы, цены спущены сверху. Торговля по-китайски - это жесткая, долгая, громкая пантомима и театр. Это "сицюй" и греческая комедия в одном жанре, это поединок, торговое кунг-фу. При этом главное - никакой агрессии. При торговле в Китае есть небольшая сложность - в Китае, за пределами оптовых рынков, нацеленных на русских или западных покупателей, никто не говорит ни на каком языке, кроме китайского. Это нужно хорошо понять, вникнуть в этот факт - ни английский, ни даже несколько слов по-китайски не помогут. Помогут только калькулятор и театральный талант.

Однако не вся Азия одинакова. Для сравнения уже в соседнем Таиланде торговаться, в целом, можно, однако делать это имеет смысл только на туристических рынках, и необходимо помнить два небольших правила: воспринимать это как игру - все время улыбаться, говорить спокойно, второе - не торговаться насмерть и не напирать на бессмысленно низкие цены. Таиланд - не Китай, здесь, как правило, сразу называют разумную, лишь немногим завышенную цену. Одной - двух скидочных итераций обычно достаточно, чтобы дойти до приемлемой цены. Настаивая не покупке резного слона из сандалового дерева за три доллара покупатель скорее оскорбит продавца, чем начнет хороший торг. Самая грамотная стратегия при торговле - это назвать цену чуть ниже той, которую вы со спокойной душой отдадите за понравившийся вам предмет. Если цена сильно отличается от предполагаемой вами - вежливо извинитесь и уходите: как только вы начнете серьезно торговаться, не купить вещь будет невежливо. Ходить по рынку, небрежно ворошить лотки со скучающим видом, сообщая спутнику по-русски о низком качестве товара, распечатывать упаковки ради интересу, бросать вещи на прилавок и уходить, не обращая внимания на продавца - самая неправильная стратегия в Таиланде.

Давайте вернемся на рынок еды, пройдем мимо рыбных развалов, мельком посмотрев на сотни видов разноцветной рыбы, мимо лотков, где эту рыбу чистят специальными ножами - там, в лужах крови, рыбьих кишок и чешуи, трудятся специалисты нижнего звена, двумя-тремя молниеносными отточенными движениями превращающие рыбу в окровавленную тушку. Пройдем бесконечные лотки моллюсков, креветок, кальмаров, черепах, лягушек, и еще сотни морских созданий, некоторые из которых годятся, на первый взгляд, только для фильмов ужасов.

Не стоит качественно сравнивать китайскую традицию еды с западной. Нужно просто принимать ее, как мы бы принимали культуру инопланетян. Они другие. Вы бы стали есть черную курицу? Она точно такая же на вкус, как обычная наша - но черная. Или тотальное увлечение куриными лапами, которые могут быть как мясным деликатесом, так и сладостью - куриные лапы западный человек есть, скорее всего, не станет. Но они являются таким же широко распространенным снеком, как, скажем, чипсы на западе.

Прилавки с курами во всех их проявлениях сменяются окровавленными кусками мяса, внутренностей и субпродуктов свиней - говядина в Китае редка. Дальше рынок сменится рядами с еще живыми существами. Гуси, утки, куры, голуби, кролики сидят в клетках и настороженно смотрят вокруг. Очередной покупатель выбирает понравившегося ему, скажем, кролика, и кролику тут же, на месте, отрезают голову и свежуют. Вот освежеванная тушка лежит на клетке, кровь капает к живым. Тушка еще некоторое время шевелится, пытаясь убежать - но убежать без головы не так-то просто.

Нырнув в маленький переулок, пройдя мимо каких-то развалов чего-то уже совершенно непонятного, можно оказаться на большой улице сверкающих стеклом и хромом торговых центров. Здесь продают одежду. Мы привыкли к словосочетанию "китайская одежда", и воспринимаем это как синоним плохого качества и подделки. Однако нужно сказать, что это связано не с самой китайской одеждой, а с тем, что компании-импортеры выбирают для импорта в погоне за маржой. Тут нужно упомянуть такое слово, как бренды. Нам кажется, что итальянская одежда не может стоить дешево - срабатывает тот же принцип, как и при торговле. Мы хотим покупать одежду так, как покупаем предметы искусства - если на картине стоит подпись именитого мастера, цена взлетает астрономически, хотя совершенно та же самая картина, написанная молодым художником из воркуты, в художественном смысле не будет хуже. Скажем, рубашка - это просто некая ткань, сшитая определенным образом. Однако рубашка Burberry и точно такая же рубашка с теми же буквами Burberry, из того же материала, того же покроя и качества, но сделанная в Кантоне на фабрике, соседней с той, где сделана первая, на таком же оборудовании - почему-то кажется нам чем-то неприличным. Мы готовы платить за определенные наборы латинских букв, китайцы дают нам такую возможность, и возможность эта широка.

В Гуанчжоу (он же Кантон) - провинции и городе в ста километрах от Гонконга, промышленном сердце Азии, можно купить за двадцать долларов те вещи, которые стоят тысячу в магазине рядом с офисом в родном городе. Не стоит думать, что это будут разные вещи. Тот самый магазин, который вам продаст эту вещь за тысячу, действительно что-то покупает на севере италии на распродажах в многочисленных аутлетах. Но почти весь их ассортимент начинает свою жизнь здесь, в Гуанчжоу - даже тот, что привезен из Италии. Более того, обе эти вещи, скорее всего, получили рождение на соседних улицах, просто они были сделаны на заказ разных компаний, а стоимость при этом отличается в десятки раз.

Такие мастерски сделанные копии продаются в самом Гуанчожу на рынке "Три лошади", на пекинском рынке Ванфцзин, Ябаолу и сотнях других. Впрочем, рядом с мастерски сделанными копиями, отличить которые редко способен сам настоящий производитель, здесь продаются и слабые подделки подешевле - рынок есть рынок, благо мастерских, где изготовят нужный шильдик любого материала, размера и направленности, хватает прямо на рынке. Здесь же можно оформить отправку вашего груза домой - множество карго-компаний можно найти на любом рынке в любой стране, где бывают иностранцы.

Та же самая история - с часами известных марок. Подделки бывают такие, где о изначальном дизайне модели напоминает только корпус, и то отдаленно, до таких, когда солидная мастерская затрудняется определить, подделка это или нет - при наличии точной копии не только часов, но и коробки, инструкции и гарантийного сертификата с точной копией подписи. Часы IWC здесь стоят столько сотен долларов, сколько десятков тысяч просят за них в Европе.

Вообще, Китай производит ощущение одного большого рынка везде, где собирается больше трех китайцев. Что-то в их натуре немедленно подсказывает им заняться небольшим бизнесом в том или ином виде. А любой китайский бизнес - это поиск оптимального соотношения между предметом бизнеса и тем, сколько денег просить, в отличие от западного подхода, где задача - найти максимально возможную стоимость, а еще лучше - искусственно ее поднять с помощью маркетинга. Именно поэтому во всем мире в ближайшем Чайнатауне вы всегда сможете вкусно поесть, найти недорогое чистое жилье и вволю поторговаться на местном рынке - не ради выгоды, а ради того театра, без которого бизнес превращается в скучную бухгалтерию.

китай

Previous post Next post
Up