Экономика воплощения идей. часть 3.

Sep 06, 2023 00:15


Наше видение экономики является частью нашего мировоззрения. Вследствие научных открытий и общего научно-технического прогресса человечества, сегодня мы имеем лучшее понимание того, как устроен мир. Наше общепринятое мировоззрение меняется. Возможно даже механизация, автоматизация и цифровизация - это части единого пути, позволяющего перестать рассматривать человека, как механизм, пути по высвобождению человека для максимального использования им своего творческого потенциала. Вместе с научно-техническим прогрессом и изменением мировоззрения меняется, дополняется и наше понимание экономики. Экономическая наука развивается вместе с развитием общества, как и сама экономика, которую она изучает, является не закрытой и фиксированной, а открытой и динамической, развивающейся системой.

Одними из главных научных методов изучения таких сложных комплексных систем, как экономика, являются упрощение с целью исключить влияние значительной части переменных факторов, составление учитывающих контролируемое количество факторов моделей, обобщение сделанных на основе таких мысленных, социологических и компьютерных моделей и экспериментов выводов на всю сложную систему. Взгляд на экономику преимущественно как ЭРР сложился органически и развитие экономических теорий, как и сами теории заслуживают уважения и детального изучения. Но сегодня жизненно необходимо вернуться к некоторым упрощённым в своё время факторам, которые сегодня играют исключительно важное значение.



Современный период развития человечества требует от нас нового, более полного понимания экономики, минимизирующего негативные последствия следования логике экономики распределения ресурсов с помощью концентрации на экономике воплощения идей.

В основе экономики воплощения идей стоит созидательная идея. Идеи являются источником роста экономики. Созидательная идея, творчество, коллективный гений - это та пресловутая невидимая сила, которая создаёт экономику и всегда выводит её из любого кризиса. Люди используют свой творческий созидательный потенциал для избежания негативных последствий законов рынка.

Положительный экономический и социальный эффект даёт не обожествляемая невидимая рука рынка, а использование созидательной сути человека для избежания кризиса, к которому приводит рыночный закон балансировки спроса и предложения. Для соблюдения исторической правды надо заметить, что сам Адам Смит не придавал термину «невидимой руки» смысл всё упорядочивающего божественного провидения, с которым он ассоциируется сегодня. Для правильного понимания экономики необходимо, в том числе, избавиться от смыслового языческого идола «невидимой руки рынка».

Убеждённые идеей люди объединяют вокруг идеи других людей, необходимые для её воплощения моральные и материальные ресурсы, собирают разрозненные элементы, используя их частные ценностно-смысловые характеристики в преобразовании с целью созидания результата воплощения идеи, имеющего свои новые ценностно-смысловые характеристики. В случае коммерческого производства - в новый товар, имеющий бОльшую денежную оценку его ценностно-смысловых характеристик. По сути, экономика - это взаимоотношения людей в связи с воплощением их идей.

Создание и усовершенствование товаров в процессе воплощения идей, увеличивает спрос на уже существующие, произведённые ранее товары в качестве исходных составляющих производства. Новый, только что произведённый товар с его уникальными ценностно-смысловыми характеристиками создаёт новое предложение, а в случае общественной значимости его ценностно-смысловых характеристик - потенциальный спрос на новый товар. Без общественной заинтересованности в использовании ценностно-смысловых характеристик нового товара в воплощении новых, следующих идей, предложение вновь произведённого товара не ведёт к образованию даже потенциального спроса, а ценой товара является, в лучшем случае, восстановленная стоимость его элементов за минусом стоимости утилизации. Общественная значимость нового товара, точнее его характеристик, определяет потенциальный спрос на товар.

Труд, направленный на воплощение общественно значимой созидательной идеи и создающий предложение общественно значимых (востребованных обществом) товаров, является общественно значимым вне зависимости от создания или не создания при этом добавленной стоимости.

Общественную значимость производства необходимо оценивать как в зависимости от социальной значимости результатов производства, так и в связи с потреблением расходных материалов, всех побочных эффектов (например, влияния на окружающую среду) и в связи с количеством работающих на производстве людей.

Труд учителя, врача, учёного, художника или спортсмена является общественно значимым трудом. Соответственно, здравоохранение, образование, наука и исследовательская деятельность, спорт, искусство являются общественно значимыми отраслями и видами деятельности.

Труд в рамках натурального хозяйства в русле логики ЭРР считается непроизводительным. Но несмотря на то, что производство происходит для собственного потребления, если часть населения занимается таким производством, то общее явление - общественно значимое производство, часть экономики. Так же, как и воспитание детей является общественно значимым занятием. В логике ЭВИ важно изучение и развитие всех видов общественно значимого труда.

Если с позиции ЭРР вы стараетесь продать своё время, то всегда продешевите, потому что время бесценно. С позиции же ЭВИ ваше время и усилия являются вашим вкладом для достижения общественно значимой цели. Денежная оценка вашего вклада важна, но не является целью вашей деятельности.

Неотъемлемой частью каждого человека является способность к генерации идей и творчеству. Концентрация ресурсов, являющаяся основным принципом ЭРР, приводит к концентрации возможностей развития и проявления творческих способностей у нескольких процентов от общего населения страны. С позиции же ЭВИ потенциал развития экономики заключается в развитии творческих способностей каждого, предоставлении равной возможности их проявления, в максимальном вовлечении каждого в коллективное творчество, в привлечении к процессам коллективного генерирования идей.

Мировоззрение, ассоциирующееся со взглядом на экономику с позиции воплощения идей, обеспечивает уважение и реализацию возможности и возросшей способности человека к активному преобразованию мира, а также позволяет ценить качественные и моральные характеристики как товаров, так и институтов, событий, явлений, потому что рассматривает всякий предмет, товар, явление и т. д. с позиции, если можно так выразиться, круговорота идей в обществе. Любой предмет может быть и результатом воплощения одной идеи, и частью воплощения других идей, и вдохновением для генерации новых идей.

Например, в различных дискуссиях от множества замечательных экспертов можно услышать заявления о важности качественного образования для всех. Однако мало кто отвечает на вопрос: «Зачем это нужно в нынешних условиях?» Не ради же ностальгических настроений тех, кто знает и помнит то, как было в СССР!

Современное господствующее мировоззрение, связанное с однобоким взглядом на экономику, как задачу наиболее эффективного распределения ресурсов, не даёт ответа на этот вопрос, потому что рассматривает человека в качестве единицы человеческого ресурса. Специалисты по ресурсам выведут формулу необходимого на рынке оптимального количества и качества человеческого ресурса. Дополнительное образование будет признано чрезмерным и неэффективным. В то же время, отвечая на тот же самый вопрос с позиции экономики воплощения идей, мы отметим, что потребность в постоянном увеличения уровня и повышения качества образования всех логически обусловлена необходимостью всестороннего творческого развития каждого для повышения качества, количества и сложности генерируемых и воплощаемых идей. Каждый человек обладает уникальным набором способностей и талантов, уникальным взглядом на мир. Формирование целостной картины мира возможно только при взаимодействии максимально возможного количества таких индивидуальных взглядов. Образование, развитие талантов и творческого потенциала каждого увеличивает разнообразие наших индивидуальных взглядов обогащая наше коллективное мировоззрение. Наши разные взгляды и таланты добавляют друг друга. Для того, чтобы можно было утверждать, что коллектив обладает теми или иными знаниями или умениями, достаточно чтобы один человек из этого коллектива обладал ими. Например, если в стране есть несколько физиков-ядерщиков, то вся страна выигрывает от достижений ядерной энергетики. Если Достоевский написал «Преступление и наказание», то это произведение является достоянием всей русской культуры. Если несколько граждан страны побеждают в спортивной игре, то вся страна празднует свою победу. А формирование целостной картины мира возможно только при взаимодействии максимально возможного количества индивидуальных взглядов. Таким образом, через общество каждый из нас выигрывает от достижений и раскрытия творческого потенциала другого. Если мне для воплощения моей идеи необходимо привлечь живущих вокруг меня людей, я заинтересован, чтобы вокруг меня жили культурные, честные, высоко образованные и компетентные люди.

Кроме того, участвуя в воплощении чьей-то идеи, я заинтересован в том, чтобы мой вклад был справедливо оценен, а идея была бы передовой и амбициозной.

Соответственно, и перед школой становится задача не подготовка «на-гора» человеческого ресурса необходимой номенклатуры, а закладывание основы для генерации новых идей новыми поколениями, подготовки школьников к продолжению сложного многогранного многовекового процесса познания и преобразования мира. Школа должна способствовать раскрепощению и развитию талантов, учить методам познания мира, служить местом межвременного обмена знаниями. Но не потому, что так кажется выгодным или правильным кому-то из политических деятелей или инфлюенсоров, а потому что так диктует логика экономики воплощения идей. Потому что от уровня и качества образования каждого индивидуума зависит количество и качество генерируемых всем обществом идей, возможности их воплощения и разнообразие возможностей роста экономики и благосостояния, качество интеллектуальной кооперации - синергии коллективного гения.

Организация государственного планирования также является не результатом временного всплеска популярности этой идеи, а объективной необходимостью ЭВИ. Всё множество и разнообразие проектов не сможет осуществляться без высокой степени не просто координации, а комплексного интегрального планирования. На основе советского опыта планирования и развития территориально-производственных комплексов, составления межотраслевых балансов, стимулируя, где это целесообразно, экспортные возможности проектов, задачей центрального плана должна стать поддержка каждой малейшей части бесконечного разнонаправленного непредсказуемого коллективного гения граждан страны. Государственное планирование должно иметь интегрально-директивный характер. Наиболее ценные проекты должны получать государственный стратегический статус, и все проекты - градацию общественной значимости. Такая градация необходима для адекватного страхования рисков возможных негативных последствий работы проекта, на случай его самозакрытия, а также рисков, связанных с участием иностранных собственников и смежников, особенно зарегистрированных в офшорных зонах.

Рост экономики распределения ресурсов увеличивает долю отдельного товара в экономике, чем увеличивает его значение, вплоть до сакрализации отдельных из них. Самым ярким примером такого экстремального отношения к товару является отношение человека к золоту. В то же время, приравнивая человека к товару, логика ЭРР приводит к пренебрежительному, унижающему человеческое достоинство отношению к людям.

Рост экономики воплощения идей расширяет ассортимент, создаёт предложение товаров в разных сферах экономики, создаёт целые новые отрасли, чем уменьшает значение отдельного товара. Зато подчёркивает значение каждого человека, потому что является продуктом обмена знаний, творчества и кооперационной взаимовоплощаемости идей и взаимовыполняемости планов.

Рассмотрение экономики с точки зрения взаимоотношения людей в связи с воплощением их идей, а не как распределения ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей человека, позволит преодолеть комплексы тотального недоверия и кризис всеобщей экзистенциальной фрустрации современного общества. Тотальное недоверие в нашем обществе уходит корнями в 1991-й. Распад СССР проходил в форме официального обмана тех, кто доверял государству и связанных с ним процессам вознаграждения за свою часть коллективного труда - социалистического разделения труда.

Официальный отказ от решения вопроса равных возможностей, связанных с институтами государства оправдывает и коррупцию, и преимущественное использование государственных институтов в пользу меньшинства, и просто обман на уровне ежедневной хозяйственной деятельности. С позиции ЭВИ всеобщая отчуждённость ЭРР сменяется пониманием глубины взаимозависимости. Ведь каждый из нас каждый день, каждую минуту зависит от добросовестности, физического состояния, интеллектуального и творческого развития окружающих нас людей: будь то учитель, врач, водитель автобуса или работник атомной электростанции. Халатность на работе или безответственность в быту, а тем более преступное поведение одного человека может стать причиной материальных и моральных потерь многих людей, потери их здоровья или даже жизни. А потому каждый из нас кровно заинтересован в том, чтобы люди, от которых напрямую или косвенно зависит жизнь, здоровье или просто настроение, ответственно относились к своей работе, имели наивысшую квалификацию и сами были здоровы и счастливы.

Каждый день мы сами приносим себе и другим материальный и моральный ущерб, подвергаем здоровье и жизнь опасности, если по незнанию или по каким-либо другим причинам не заботимся о здоровье, безопасности и комфорте других.

Часто причиной является самоограничение сферы ответственности. А самоограничение происходит из естественного стремления человека уменьшить затрату энергии на выполнение работы, которая не приносит прямой доход, где человек не видит положительного результата. В современном мире обмен заинтересованностью заканчивается на получении зарплаты за выполнение оговоренного минимума работы. В экономике с позиции осуществления идей друг друга, наши идеи приходят, основываясь на идеях и знаниях других людей, наши планы взаимовыполняемы. Трудно просчитать и представить силу возможного положительного синергетического эффекта от такой взаимовыполняемости, когда осуществление одних проектов будет служить почвой для генерации других идей и основой для осуществления третьих проектов. Обмен заинтересованностью увеличивается во взаимном участии в проектах друг друга. Соответственно, повышается и ответственность за качественное, а не минимальное выполнение работы.

Привычный, но однобокий взгляд на исторические процессы с позиции ЭРР приводит историков и аналитиков к ложным выводам об их причинах и ложным спорам. Например, ложному обвинению советского народа в том, что он, якобы, продал духовное первородство за чечевичную похлёбку материального комфорта.

Окружающие современного человека вещи создавались в явной и скрытой кооперации тысяч и миллионов человек. Для того, чтобы отдельные его представители имели возможность концентрировать свои усилия на том или ином направлении, общество создаёт преимущественные, комфортные условия на всех остальных. Комфорт является не чем-то неприличным, не самоцелью и не причиной прогресса человечества, а средством высвобождения сил и времени для осуществления более значимых планов и идей. Беда не в комфорте, а в злоупотреблении системой разделения труда и обязанностей в обществе, связанной с недобросовестным использованием увеличенных возможностей некоторых по перетягиванию ресурсного одеяла на себя. Время и силы каждого из нас действительно ограничены. Но аскетизм, пусть даже и из наилучших побуждений, не освобождает творческий потенциал человека труда от оков ежедневной борьбы за ресурсы для выживания. Люди создают комфортные условия друг для друга с целью наибольшей концентрации усилий каждого на творчестве и воплощении идей. Наша вина не в том, что наделённые дополнительными возможностями люди использовали их в личных корыстных целях, а в том, что мы не создали систему, в которой обман такой величины был бы исключён.

Не понимая причинно-следственной связи роста экономики, некоторые экономисты дорассуждались до того, что разрушения, причинённые природными катаклизмами, являются благом для местной экономики или даже толчком развития экономики всей страны, район которой подвергся воздействию разрушительной стихии. На самом деле, конечно, осуществление естественной идеи восстановления разрушенного мобилизует находившиеся в ожидании ресурсы. Именно эта вынужденная мобилизация является причиной кратковременного роста экономики. Часть традиционных экономистов считают милитаризацию хорошим способом роста экономики и даже не воспринимают войну, как проблему для экономики, считая её благом для развития новых технологий. В действительности же милитаризация - это тоже идея, мобилизующая общество и создающая экономический рост при её воплощении.

Идеи войны и нацизма - это тоже идеи и, на начальном этапе, они тоже объединяют тех, кто их исповедует, но это идеи разрушительные и, в конечном итоге, они несут разрушение и смерть. Во время войны ставится много срочных задач совершенствования существующего вооружения и создания принципиально нового. На всё это мобилизуются максимально возможные ресурсы. Именно целенаправленное воплощение планов по решению поставленных задач приводит к технологическому развитию, а не сама война. Из относительно быстрого восстановления экономики СССР или стран Западной Европы нельзя делать вывод о том, что война, якобы не причинила существенного долговременного негативного эффекта, до чего договариваются некоторые традиционные экономисты. Это восстановление подтверждает, что реализация плана по воплощении идеи придаёт сильнейший толчок развитию экономики, потому как оно происходило не каким-то магическим образом с помощью невидимых конечностей, а вследствие осуществления планов восстановления экономик этих стран - пятилетних планов СССР и плана Маршалла. То есть, существовала генеральная идея восстановления. Ресурсы не простаивали или использовались хаотично, а были максимально направлены на воплощение этой сложной многоуровневой идеи. Люди трудились не каждый сам по себе, а направляли свои усилия на достижение результатов максимально эффективным образом согласно плану по достижению идеи восстановления страны. ЭВИ была основой экономики Советского Союза. План первых пятилеток создавался как сложнейший идейный конструктор, как проект воплощения идей развития.

Поражающее по скорости восстановление экономики СССР после ВоВ и такие новые свершения, как ядерная энергетика и космическая программа осуществлялись благодаря строгому соблюдению всесторонне просчитанных планов воплощения идей и достижения поставленных целей. Целью государственного планирования не являлись регламентирование или контроль над людьми. Зарегламентированность жизни в Союзе возникла не от центрального планирования, а от непонимания преимуществ построенной в СССР экономики воплощения идей и увлечения экономикой распределения ресурсов.

Максимально возможное приобщение и поощрение инициативы каждого человека в деле развития экономики и управления страной как на микроуровне, так и в масштабах всей страны, предоставление возможности каждому максимального развития и воплощения творческого потенциала дали невероятный результат экономического и социального развития в нашей общей стране в первой половине XX века. Это являлось сутью освобождения советского человека, осуществившего небывалый экономический подъём.

ЭРР, в логике которой выстроена классическая экономическая теория, сравнима сньютоновской физикой: это экономика хорошо осведомлённых рациональных агентов, принимающих взвешенные решения на основе фактов, экономика, всегда приходящая к устойчивому рыночному равновесию спроса, предложения и цены, экономика предсказуемости, управляемая лёгким мановением учётной ставки Федеральной Резервной Системы США.

ЭВИ - экономика бесконечности возможностей и непредсказуемости идей. В которой сумма слагаемых характеристик и смыслов не является алгебраической, а приводит к рождению целого мира новых смыслов, характеристик, нового опыта, новых возможностей, ранее не существовавших и недоступных. В которой каждый товар является культурным отражением вселенной экономики.

Начало: https://zvony.livejournal.com/397776.html

Часть 2: https://zvony.livejournal.com/397928.html

Часть 4: https://zvony.livejournal.com/398590.html
Previous post Next post
Up