Решение белорусского политического кризиса:

Sep 21, 2020 22:46


Республика Беларусь, по моему мнению, сейчас находится в политической точке бифукации, характерной тем, что система либо становится хаотической, либо переходит на новый, более высокий уровень упорядоченности.

В рамках инициированного Президентом А. Г. Лукашенко процесса изменения конституции, Белоруссии сейчас, наверняка, предлагают весь спектр существующей палитры типов западной демократии: от парламентской до президентской республики. Я же утверждаю, что любой из этих вариантов сделает систему хаотической, то есть, переведёт к обострению политического кризиса в стране с дальнейшим переходом в его хроническую форму. Я считаю своим долгом поделиться с Вами своим мнением того, как перейти к более устойчивой, качественно новой политической системе, которая приведёт к долговременному миру, общественному взаимопониманию и государственному взаимоуправлению, к стабильному экономическому и социальному развитию государства.



Моё утверждение основывается на том, что происходящие в Белоруссии события являются проявлением всеобщего кризиса демократии. Ни одна из существующих форм западной модели демократии не может остановить кризис самой западной модели демократии, заключающийся в недоверии к её процедурам и институтам. Несколько лет назад молодёжь Западной Европы выходила на демонстрации под лозунгом «Real Democracy» - настоящей демократии, не находя власти народа в её институтах. Прямо в эти дни проходят многочисленные и многодневные митинги и демонстрации, иногда переходящие в беспорядки во многих странах мира. Каждые выборы в любой стране отныне подвержены недоверию к их результатам. Протестные настроения граждан растут в большинстве стран, практикующих традиционные для западной демократии системы представительства. Результатом этих процессов является тот факт, что демократия, как существующая система институтов и процедур, перестаёт выполнять свою роль упорядочения политических споров. Политические силы перестают соблюдать правила борьбы за власть и используют протестные настроения и другие локальные проявления глобального кризиса демократии в своих целях. Катализаторами проявления глобального кризиса демократии в разных странах служат разные события и личности. Изменения типа демократии могут, в лучшем случае, только незначительно отсрочить проявления кризиса, а в худшем, и усугубить его.

Демократические институты и процедуры как западной, так и советской демократий, формировались много лет назад в условиях повальной безграмотности населения, иных социальных отношений и принципиально более низкого уровня технологического развития общества. В то же время, каждый гражданин общества, в котором мы живём сегодня, имеет среднее образование, а значительная часть имеет высшее образование. Каждый имеет своё мнение обо всём, может найти, понять информацию и сформулировать своё заключение по каждому интересующему его вопросу. Технологии мобильной связи, смартфонов и интернета преподносят эту информацию в любое время дня и ночи и вызывают нашу ответную реакцию в социальных сетях, чатах, текстовых сообщениях и в жизни вне интернета.

Политические новости и события вызывают естественную реакцию граждан, которой должна отвечать политическая система страны. Однако, исторические технологические и социальные изменения практически не отразились на политических процедурах и институтах демократии, ставших узким местом, неотвечающим запросам современного гражданина. Институты и процедуры, олицетворяющие демократию статичны, изначально не спроектированы для реакции на выражение мнений граждан. Демократия для учёта мнений граждан определяет день выборов. В остальные дни она не работает. Поэтому парламентская республика не решит проблем президентской республики, как и наоборот. Преодолеть проблемы демократии можно не заменой одной её неработающей модели на другую, а приведением системы выборов и представительства в соотетствие с требованием времени: технологического и социального развития современного общества.

Многие, правда, обвиняют в любых политических кризисах исключительно разведки различных стран. Но по моему убеждению, внешние силы только используют проявления внутренних недостатков. Главная проблема состоит в наличии этих самых недостатков, в отставании развитии демократической политической системы от социального и технологического развития общества.

Что должна обеспечивать современная представительская система для преодоления этого отставания?

Она должна, во-первых, в любой момент времени давать актуальную правдивую картину настроений и мнений - политических позиций граждан. Сегодня, создавая картинку массового участия граждан, организаторы демонстраций утверждают о единении всей нации вокруг сплотившей демонстрантов идеи. Неучаствующие в демонстрациях, а это, чаще всего, большинство граждан страны, замечают действие - факт демонстрации и её массовость, но не замечают отсутствие действия со стороны тех, кто не поддерживает демонстрантов. При этом, без ощущения непосредственной угрозы, неучаствующие в данных демонстрациях не готовы выходить на свои митинги и демонстрации, не имеют своих организаторов и остаются не представленными по отношению к демонстрациям.

Во-вторых, новая система должна давать формальный выход естественной реакции гражданина на политически важные события или действия. Политическая система должна стать более динамической, адсорбирующей изменения политических настроений и взглядов граждан, устраняющей расхождения между мнениями и принципами граждан и действиями их представителей. Сегодня граждане не могут выразить свой протест по поводу действия или бездействия того или иного выборного органа власти, политической силы или лидера никак, кроме как выйдя на улицу. И даже этот выход на улицу не инкорпорирован в политическую жизнь государства. Современная политическая система индифирентна по отношению к мнению и позиции гражданина. Политики могут, если по тем или иным причинам пожелают, услышать мнение граждан. Но чаще всего они пытаются его, это мнение, формировать, предоставляя, в конце концов, в день выборов ограниченный выбор из тщательно отобранных и, в целом, приемлемых для всех сторон борьбы за власть вариантов кандидатов.

Необходимо преодолеть отчуждение граждан страны от её политической системы, направив их протестное настроение в созидательное русло. Это можно сделать только признав перманентность власти гражданина над своим голосом предоставив возможность в любой день безусловно отозвать или отдать свой голос. Граждане получат возможность совершить правовое действие, влияющее на политическую систему и принятие государственно важных решений. Люди по-прежнему будут выходить на демонстрации, но только с целью выражения своего мнения и агитации к соответвующему голосованию. Все главные политические действия вернутся с улицы в систему голосования. Периодический пересчёт голосов решит вопрос предоставления актуальной картины политических приоритетов граждан, что, в свою очередь, не позволит активному меньшинству утверждать, что их мнение разделяет вся страна, но в то же время, заставит считаться с мнением меньшинства. А обновление, согласно пересчитанным голосам, состава законодательного органа заставит его, наконец-то, осуществлять волю народа.

Технические детали возможности в любой день отзвать голос и/или отдать его с учётом сохранения принципа тайного голосования могут быть разными. Главное, что это возможно и необходимо сделать. Например, ЦИК может фиксировать в базе данных номер бюллетеня и результат голосования. Тогда желая изменить свой голос, гражданин предъявит номер, после чего результат бюллетеня, соответствующий этому номеру аннулируется, а новый результат вносится в систему. Раз в месяц ЦИК будет объявлять новый состав законодательного собрания с учётом изменений голосов граждан. В случае с Президентом, в виду отсутствия альтернативы для голосования между выборами, считаю необходимым организовать возможность в любой день отдать свой голос как «за», так и «против» либо отозвать свой голос (воздержаться) по отношению к действующему Президенту.

Новая динамическая система учёта политической воли народа решит проблемы современной демократии, выведя государственную систему из постоянного, иногда затухающего, чтобы затем разгореться снова, политического кризиса недоверия и отчуждённости граждан, оторванности политиков от народа. Можно сказать, новая политическая система превратит представителей политических сил и экономических интересов элит в представителей граждан. Её результатом будет объединение народа вокруг стоящих перед государством задач, потому что новая политическая система будет означать совершенно новый, более высокий уровень власти народа. Новая политическая система может со временем усовершенствоваться. Главное понять необходимость предложенных изменений, обеспечивающих устойчивость государственной системы и экономического развития страны, а также объединяющих граждан страны, сохраняющих курс развития нашей общей Родины, продолжающих дело наших предков.

Previous post Next post
Up