May 16, 2009 22:31
В этой главе Онегин в первый раз встречается с Татьяной, а та, в свою очередь, пишет ему письмо.
Но я не хочу писать об этом. =)
Интересно, что в этой главе впервые встречается сравнение Татьяны со Светланой - героиней одноименной баллады Жуковского.
Скажи: которая Татьяна?"
- Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна.
Наверное, именно поэтому в этой главе Татьяна предстает перед нами в обществе няни - представительницы народной культуры.
Светлана - дворянская девушка, но живущая в деревне, общающаяся с деревенскими девками. Ей чужды обычаи европеизированного столичного общества, зато она близка к исконно-русским традициям (гаданиям, например).
Тускло светится луна
В сумраке тумана -
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
"Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: "Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
При святом налое".
Уже в этом четверостишье проскальзывают элементы фольклора: текст песни (!), слово «подруженька» имеет уменьшительно-ласкательную форму, свойственную устному народному творчеству (ср. «При долинушке калинушка стоит, на калине соловей-пташка сидит» «Эх, полюшко, поле…» ).
Татьяна - тоже дворянка, выросшая в деревенском пространстве, и тоже неразрывно связана с народной культурой. Хотя, говоря о Татьяне и называя её Светланой, Ленский делает акцент не на том, что Татьяна - провинциальная девушка, близкая к народным обычаям, а на том, что она таинственна, скрытна и «пропитана» духом баллады. Хотя опять-таки дух баллады неразрывно связан с фольклором.
Своими переживаниями Татьяна делится именно с няней (не с сестрой, не с матерью). Это тоже не случайно.
"Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне".
- Что, Таня, что с тобой? - "Мне скучно,
Поговорим о старине".
- О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне темно, Таня:
Что знала, то забыла.
Здесь появляется мотив устной памяти. И первые противоречия возникают тут. Татьяна - героиня читающая, она знает о любви, о жизни из книг, её сознание - смесь из народной традиции и светской, дворянской. Онегин - дворянин, светский человек, и любить его Татьяна будет по «светской», книжной модели. Няня ей в этом не советчик, собеседницы перестают понимать друг друга, говорят о разных вещах.
В конце главы появляется второй (после письма Татьяны) вставной текст. Это песня девушек. Татьяна, увидев Онегина, спасается в своей «народной» среде, тогда как Онегин является олицетворением дворянской.
Онегин,
Россия,
Петрбург,
love,
literature