Евгений Онегин.3 глава.

May 16, 2009 22:31



В этой главе Онегин в первый раз встречается с Татьяной, а та, в свою очередь, пишет ему письмо.

Но я не хочу писать об этом. =)

Интересно, что в этой главе впервые встречается сравнение Татьяны со Светланой - героиней одноименной баллады Жуковского.

Скажи: которая Татьяна?"
- Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна.

Наверное, именно поэтому в этой главе Татьяна предстает перед нами в обществе няни - представительницы народной культуры.

Светлана - дворянская девушка, но живущая в деревне, общающаяся с деревенскими девками. Ей чужды обычаи европеизированного столичного общества, зато она близка к исконно-русским традициям (гаданиям, например).

Тускло светится луна
В сумраке тумана -
Молчалива  и грустна
Милая  Светлана.
"Что, подруженька, с тобой?
Вымолви  словечко;
Слушай  песни  круговой;
Вынь  себе колечко.
Пой, красавица: "Кузнец,
Скуй мне  злат и нов венец,
Скуй  кольцо златое;
Мне  венчаться тем венцом,
При  святом налое".

Уже в этом четверостишье проскальзывают элементы фольклора: текст песни (!), слово «подруженька» имеет уменьшительно-ласкательную форму,  свойственную устному народному творчеству (ср. «При долинушке калинушка стоит, на калине соловей-пташка сидит» «Эх, полюшко, поле…» ).

Татьяна - тоже дворянка, выросшая в деревенском пространстве, и тоже неразрывно связана с народной культурой.  Хотя, говоря о Татьяне и называя её Светланой, Ленский делает акцент не на том, что Татьяна - провинциальная девушка, близкая к народным обычаям, а на том, что она таинственна, скрытна и «пропитана» духом баллады. Хотя опять-таки дух баллады неразрывно связан с фольклором.

Своими переживаниями Татьяна делится именно с няней (не с сестрой, не с матерью). Это тоже не случайно.

"Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне".
- Что, Таня, что с тобой? - "Мне скучно,
Поговорим о старине".
- О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне темно, Таня:
Что знала, то забыла.

Здесь появляется мотив устной памяти. И первые противоречия возникают тут. Татьяна - героиня читающая, она знает о любви, о жизни из книг, её сознание - смесь из народной традиции и светской, дворянской.  Онегин - дворянин, светский человек, и любить его Татьяна будет по «светской», книжной модели. Няня ей в этом не советчик, собеседницы перестают понимать друг друга, говорят о разных вещах.

В конце главы появляется второй (после письма Татьяны) вставной текст. Это песня девушек. Татьяна, увидев Онегина, спасается в своей «народной» среде, тогда как Онегин является олицетворением дворянской.

Онегин, Россия, Петрбург, love, literature

Previous post Next post
Up