О книгах

Feb 17, 2012 21:58

Большая очередь перед главным зданиием ГМИИ им. Пушкина испугала нас, еще когда мы выходили из метро. Пару раз спросив у стоящих не в конце (!) людей, сколько они стоят, получили в ответ что-то вроде "Около часа" или "да вот уж минут 50 будет" и решили, что пусть Караваждо уезжает, т.к. никакой "ауры" в толпе все равно ощутить не получиться.
Пошли в отдел личных коллекций. Там с 1 февраля проходит выставка "Книга художника/Livre d’Artiste. Испанская коллекция. Пикассо, Дали, Миро, Грис, Тапьес, Клаве. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана" (http://artprivatecollections.ru/news/2012/01/book_exhib.php).
На выставки представлены книги, изданные в XX в., проиллюстрированные перечисленными выше художниками.  Не буду писать обо всем, отмечу только несколько интересных, на мой взгляд, моментов.
Во-первых, думаю, феномен такой авторской книги, сделанной вручную и вручную оформленной, неслучайно рождается в модерновом мире. Тоска по аутентичности, являющаяся результатом массовизации, индустриализации культуры, приводит к появлению таких  "эксклюзивных" продуктов, тираж которых ограничен и которые могут потреблять только люди соответствующего достатка, определенного социального слоя. Книги имеют формат больших фолиантов, их нельзя взять с собой, они являются противополжностью массовой литературы (и формата pocket-book).
Во-вторых, идея синтеза искусств (поэзия, живопись, графика) господствовала в начале 20 века (наиболее полным видом искусства считался театр, где соединяются пространственные и временные виды искусств). Книга-произведение искусства заставляет воспринимающего субъекта проявлять активность - книгу нужно открыть, перелистывать страницы (и здесь читатель-созерцатель обладает свободой в выборе порядка рассмотрения страниц). Кстати, говоря о пространственном и временном измерениях, нужно заметить, что такие книги тоже объединяют в себе как пространственное, так и временное искусства (графическая часть (иллюстрация) - пространственное искусство, поэзия (литература в целом) - временное).
В-третьих, изучая медиакультуру, я не могла не обратить внимания на то, что форма  рукописных фолиантов, с орнаментально выполненными буквицами (инициалами), иллюстрациями появляется в Средние века (с распространением модели чтения просебя).  Интересно, что она становится вновь актуальна в начале 20 века (особенно яркие ассоциации с Средневековьем возникает при просмотре иллюстраций Антони Клаве к роману Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", очень напоминающих средневековые миниатюры и витражи). Но её восприятие меняется. Такая книга уже не источник информации, а предмет искусства (и - коллекционирования).

P.S.: Я поняла, что мне нравится Дали. И еще, он похож на Дюрера. Мне так кажется.

art, culture, Дневник впечатлений, culturology, middle ages, museum

Previous post Next post
Up