Четвертая Московская Биеннале Современного искусства. Основной проект. Мысли.

Sep 28, 2011 01:43

Так, прошло лето, я отдохнула и готова снова что-нибудь тут писать. На самом деле, я несколько раз уже порывалась открыть жж и нечто сформулировать, но каждый раз мне что-то мешало. Мыслей и впечатлений много, но начну я с самых свежих и наиболее ярких.
Сегодня мне удалось попасть на Основной проект 4-ой Московской Биеннале Современного Искусства, получивший название «Переписывание миров» (куратор - Петер Вайбель).  Эта экспозиция  располагается во втором здании центра дизайна Artplay, и, чтобы найти её, мне пришлось пройти сквозь все пространство этого центра, что атмосферно подготовило меня к предстоящему опыту.  
Основной проект МБСИ занимает 2 этажа бывшего индустриального здания . На этой  довольно большой площадке собраны произведения современных художников из разных стран (Германия, Великобритания, Испания, Япония, Россия), среди которых встречаются и инсталляции, и фильмы, и изобразительное искусство, и скульптуры и много чего еще.  Весь этот праздник можно посмотреть за 250 рублей (к счастью студентам скинули еще 100, так что в итоге я раскошелилась лишь на 150 рублей).
У меня довольно сложные отношения с современным искусством. Многое я не понимаю (в силу недостатка образования или вкуса, а может, и того и другого), поэтому не люблю (на ключевой вопрос «что считать искусством?» себе я отвечаю интуитивно : «то, что меня задевает»).  Однако, я получила удовольствие от просмотра экспозиции МБСИ. Для меня экспонаты в итоге поделились  на несколько групп.
Первая группа - «интересные штучки». Как правило, это инсталляции, которые основаны на принципе «всё можно потрогать», или «а это специфика нашего зрения!». Это искусство, главной целью которого становится удивление зрителя. Таких объектов на Основном проекте МБСИ было много.  Особенно меня  впечатлил зеркальный лабиринт (к сожалению,  не нашла табличку с названием и именем автора). Он представлял собой коридор из зеркальных «досок» одинаковой ширины, между которыми были просветы такого же размера. Этот коридор закручивался в спираль (наподобие улитки). Когда зритель идет по такому коридору происходит подмена ощущения реальности. Зеркальные части коридора кажутся пустым пространством, а пустое пространство - стенками коридора.
Вторая группа - «то, что я не поняла», а значит, «то, что не вызвало бурю эмоций». К этой группы относятся различные картины, полотна, фотографии, выполненные в стиле сюрреализм, поп-арт, авангард.  
Третья группа - «то, что затрагивает  тебя за живое, и ты потом всю дорогу домой грузишься». Пожалуй, это единственный тип современного искусства, который я всегда готова воспринять. Как правило, это инсталляция, проблематизирующая один из аспектов  современной жизни.  Так, например, меня впечатлил один из самых первых объектов экспозиции - «Большой говорящий крест», созданный объединением «Электробутик» (http://www.electroboutique.com/). На стене висит крест, представляющий собой фрагмент  информационного табло (такие табло раньше висели в аэропортах, пока их не заменили электронными мониторами). На кресте-табло отражаются какие-то рейсы, иногда раздается холодный женский голос, объявляющий о посадке или взлете. На полу перед крестом очерчен круг. Если войти в этот круг и поклониться кресту - он поменяет расписание.  Такое соединение религиозных символов (как крест и поклон) с вещественным миром нашей повседневной жизни (расписание транспорта) заставляет задуматься (по крайней мере, меня - наверное, здесь все субъективно) о том, что для нас  сейчас является предметом культа, есть ли в нашей жизни место для веры. Создается ощущение, что в диком темпе современной деловой жизни мы готовы кланяться чему угодно, лишь бы успеть, не опоздать (только бы не увидеть страшное слово Delayed). А куда успеть, зачем не опоздать? В бешеной гонке (за успехом, самореализацией или еще чем-нибудь ) мы забываем о чем-то более важном.
Еще одна инсталляция, заставившая меня размышлять, называется «Сканер». Её автор - испанский художник Даниэль Каногар . Мне удалось найти видео с этой инсталляцией (http://www.framemag.com/video/1030/Scanner-by-Daniel-Canogar.html), но то, что я видела сегодня выглядело несколько иначе.  В темной комнате висят спутанный провода от компьютеров, модемов и другой техники, используемой нами каждый день. Они определенным образом подсвечиваются, что создает атмосферу таинственности и отчужденности. Главная идея этого проекта - показать жизнь проводов (а глобальнее - всей техники) после их использования. Но это я прочитала уже постфактум, дома, в интернете. А тогда я задумалась о виртуализации нашего общества, о том, что все наши социальные связи, по сути,  и являются пучком проводов нашего  ПК, а эмоции, чувства, переживания - голубые огонёчки. Вот и пиши после этого жж =)
And last but not least…  Инсталляция Сьюзан Хиллер «Свидетель» (http://www.susanhiller.org/Info/artworks/artworks-Witness.html). В темном пространстве с потолка на тоненьких лесках висят динамики, в каждом из которых звучат показания свидетелей на разных языках. В целом (во многом из-за подсветки) эта инсталляция похожа на главное  дерево из фильма «Аватар». Каждый динамик - чье-то личное воспоминание,  переживание.  Выбор стоит за зрителем (в данном случае - участником) - взять ли динамик и прислушаться  к этому человеку, или пройти мимо, с каждым шагом погружаясь в море разных слов и  языков, теряющих всяких смысл и сливающихся в единый гул. Эта инсталляция наводит на размышления о проблеме соотношения индивидуальности и массы в современном обществе.
На самом деле, я, конечно, даю очень вольную интерпретацию того, что видела. Но сейчас это меня волнует мало - ведь Шеллинг сказал, что истинное произведение искусства содержит в себе бесконечное число смыслов, а значит и возможностей интерпретаций, даже если сознательно художник их в свое творение не закладывал. Так что, моя совесть чиста. =))

P.S.: Мне еще удалось попасть на выставку “Da-da Moscow”, но она у меня вызвала мой «любимый» вопрос - «почему это искусство?». Я ушла с этой выставки, так и не дав на него ответа. Неужели просто потому, что кто-то догадался детскую соску отнести в музей, она становится искусством? >___<

electroboutique, city, artplay, susan hiller, culturology, art, daniel canogar, culture, Дневник впечатлений, moscow

Previous post Next post
Up