(no subject)

Oct 12, 2008 22:13


В четверг я ходила на моно-спектакль "Ричард после  Ричарда"" по мотивам исторической хроники У. Шекспира "Ричард III", поставленный Творческой мастерской «Театр у кошику» Национального центра театрального искусства им. Леся Курбаса (Украина, Львов ) (Режиссер - И. Волицкая, Ричард - Л. Данильчук).
Мне ооочнеь понравилось! Много интересных авторских решений - капуста=головы, красный свет=кровь, ну и конечно то, что Ричарда играла женщина... Мне кажется это вполне оправданным, т.к. в этом спектакле Ричард - это образ, собрание черт человека-убийцы, и эти черты могут быть свойственны не только мужчине, но и женщине.
Вообще, поскольку, сюжет в спектакле был абстрактным, уже не важно, Ричард - мужчина или женщина. Гораздо важнее то, что он - человек.  Наверное, именно поэтому Лидия была одета в мужской костюм, дабы уравновесить сочетание женского и мужского (женщина в мужском костюме). В спектакле присутствовал мотив солнца (декорации - солнце из ножей, во время речи оно не раз упоминалось (black day)), я думаю потому, что солнце, как оказалось - знак властителей( http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5_(%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)#.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BD.D1.86.D0.B5_.E2.80.94_.D1.81.D0.B8.D0.B3.D0.BD.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80_.D1.86.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B9).
Безусловно, на меня произвело  сильное впечатление резня капусты, особенно, когда актриса еще "шинковала" в красном освещении - все это создавало образ тела, брызг крови и т. п. Даже звуки были очень похожи на хруст костей и звуки  рассечения плоти. Интересно, что часть музыкального оформления спектакля актриса создавала сама: то она пела колыбельную, то читала речетатив, задавая темп для движений, иногда усткоряя его.  Когда Ричард убивал людей (Лидия резала капусту), он одевал перчатки, причем, по-моему в перчатках он убивал не всех, если это так, то у меня есть некоторая догадка по этому поводу. Может быть, перчатки символизируют то, что Ричард убивал не собственноручно? 
Почти после первых 10-15 минут, спектакль вызвал у меня ассоциации  с васильевской "Медееей". Впрочем, неудивительно. И тот, и другой - моноспектакли, в которых играют женщины. Но есть еще очень много похожих визуальных эффектов, как например:
- капуста и дети Медеи. В Ричарде актриса убивает , "растерзевая" капусту, шинкуя её огрмоным ножом. В Медее, соломенные дети вертятся на веревке, а потом сжигаются... В обоих случаях людей заменяют предметы, с которыми ведуться диалоги (леди Анна), над которыми производятся просто жуткие вещи.
-язык и голосовая манера. В Медее текст - выборка фраз из древнегреческого  текста трагедии, не связанных между собой по смыслу и  создающих общее настроение и в чем-то "музыкальное" оформление спектакля. Речь главной героини временами очень напористая, громкая, срывающаяся на крик, временами спокойная и тихая. То же мы наблюдаем и в "Ричарде"...  Голос Лидии то становился жалобным, тихим, то она начинала кричать "сорванным", сипящим и хрипящим голосом. Для меня украинский язык звучал именно как фон, настроение (может для украинцев как раз такого впечатления не создается - они же все понимают =) ) , не имеющее и не должное иметь какую-либо смысловую нагрузку - все сказано  визуальным рядом и английскими фразами. (a horse, a horse, my kingdom for the horse). Кстати, идея со вставками оригинального текста - еще одна общаяя черта "Медеи" и "Ричарда".
 - необычная пластика и хореография актрис. Резкие, угловатые, неестественные движения присутствовали в обоих спекталях.
В общем, спектакль мне очень понравился! ) Супер!

art, richard iii, theatre, medea

Previous post Next post
Up