Головное предприятие Центра судоремонта «Звёздочка» уверенно продолжает строительство океанографического исследовательского судна (ОИС) «Академик Александров» - третьего в линейке судов базового проекта 20180, разработки ЦМКБ «Алмаз». На сегодняшний день у причальной стенки завода продолжается достройка и обширная программа швартовных испытаний заказа, начавшаяся ещё в сентябре. На начало декабря техническая готовность судна составила более 80 процентов. Согласно техническому проекту третий в серии заказ предназначен для проведения спасательных операций и глубоководных исследований мирового океана.
Работы ведутся сразу по нескольким направлениям. После завершения постройки корпуса основной задачей судостроителей и контрагентов стало формирование систем и подключение оборудования. Почти завершены работы по машинно-котельному отделению, окончены испытания основного корпуса и цистерн, контрольные испытания которых запланированы на декабрь текущего года.
Завершено 90 % от общего объёма постройки общесудовых систем.
Всё более завершённый вид принимает внутреннее убранство судна. Ведётся монтаж зашивок помещений, санитарных кабин, провизионных кладовых, жилых и служебных помещений.
В ноябре 2017 года корабелы успешно осуществили пуск энергоустановки заказа с синхронизацией работы всех дизель-генераторов. Это дало старт швартовным испытаниям систем охлаждения энергоустановки, пожаротушения, электродвижения.
Как отмечает ответственный сдатчик заказа старший строитель 6 отдела Сергей Корелин, одним из важных событий в постройке «Академика Александрова» стало окончание работ по монтажу и подключению систем управления техническими средствами ОИС. Интегрированная автоматическая система (ИАСУ-20183) объединяет все многочисленные системы, отвечающие за широкий функционал специализированного судна. Система отечественной разработки по сравнению с аналогичными на предшественниках данного проекта, построенных «Звёздочкой», стала ещё более насыщенной и компьютеризированной. Специалисты питерской «Авроры» - проектанта данной системы уверенно справились со своей задачей, постоянно совершенствуя свою разработку.
Огромный объём работ по распайке и подключению электрооборудования сейчас предстоит СПО «Арктика». И если количество рабочих и специалистов основных цехов «Звёздочки» в связи с завершением корпусных работ и загрузки основной массы оборудования закономерно снижается, электромонтажники этого контрагента наиболее востребованы. Вместе с ними на борт ОИС ежедневно поднимаются более полусотни представителей других предприятий-смежников, в том числе не только наших соотечественников. Например, специалисты из Китая закончили испытания антикреновой системы «Александрова», уже в текущем месяце представители российского отделения «Rolls-Roys» приступят к пуско-наладке винто-рулевых колонок, а в следующем году норвежцы будут испытывать подруливающие устройства судна.
На заказе довольно много изделий зарубежного производства. Казалось бы, введённые по отношению к «Звёздочке» санкции по поставкам оборудования должны были тормозить процесс строительства «Академика Александрова», но своевременная проработка договорной и проектной документации службами снабжения на начальном этапе постройки в полной мере обеспечила ход строительства всем необходимым. Иностранные представители только лишь проверяют результаты монтажа устройств и оборудования и участвуют в пуско-наладочных работах. Вот и сейчас на «Звёздочке» ждут группу из Италии, которая будет отслеживать ввод в действие глубоководной лебёдки их производства.
Основным рабочим оборудованием «Александрова» являются краны, коих на борту судна три, грузоподъёмностью от 2 до 100 тонн. Их особенность - индивидуальность. Специально спроектированные для данного судна, они единственные в своём классе. Проектант - ЗАО «СММ» (Санкт-Петербург) трепетно относится к своему детищу, все работы по монтажу кранового оборудования ведутся под наблюдением главного конструктора предприятия-разработчика. До конца года планируется завершить грузовые испытания этих новинок. Заводские судостроители отмечают: проект петербургских машиностроителей хоть и новый, но уже сейчас можно судить, что по ряду характеристик существенно превосходит зарубежные аналоги, в том числе тяжёлый кран от итальянского изготовителя на первом «академике», построенном на ягринской верфи - «Академике Ковалёве».
На общем позитивном фоне успешного хода работ по постройке и выполнению программы швартовных испытаний есть и некоторые негативные моменты. Сокращение финансирования программы строительства сдерживает темп работ в части своевременной оплаты запланированных поставок оборудования и материалов, оплаты работ контрагентских организаций. Поэтому срок сдачи судна несколько сдвигается, как и запланированный первый выход в море на ходовые испытания. По сегодняшней информации от строителей начало морского экзамена запланировано на лето будущего года.
Несмотря на вышеперечисленные проблемные вопросы в ходе постройки можно уверенно говорить, что «Звёздочка» успешно освоила строительство таких среднетоннажных судов спецназначения как «Академик Александров». По словам корабелов, заказчик доволен созданными на предприятиями предшественниками - «Звёздочкой» и «Академиком Ковалёвым», которые успешно выполняют поставленные им задачи. Необходимо отметить, что накопленный опыт реализовывается в постройке четвёртого судна на основе базового проекта 20180. По завершению стапельного этапа на воду будет спущен ещё один «академик» - морской транспорт вооружения «Академик Макеев».