Главной целью создаваемого на острове Ягры предприятия «Звёздочка» государством был поставлен судоремонт. Но уже практически с первых лет своего существования завод начал осваивать строительство морской и речной техники. И сегодня в России Центр судоремонта «Звёздочка» заслуженно считается судостроительным предприятием, успешно использующим современные и наукоёмкие технологии судостроительной отрасли.
Показательным примером кораблестроительного направления в работе предприятия служит линейка судов спецназначения проекта 20180 для Военно-Морского флота. Силами ягринских корабелов уже построены и успешно выполняют поставленные задачи два первенца серии: спасательно-буксирное судно «Звёздочка» и морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв», который задействован для нужд Тихоокеанского флота.
Строительство СБС «Звездочка» началось в 2004 году, и таким образом предприятие имеет за плечами уже более чем десятилетний опыт создания крупнотоннажных надводных судов. Сегодня на разном уровне постройки на верфи находятся два следующих судна на базе проекта 20180. Все четыре судна хоть и имеют под собой один базовый проект, существенно различаются компоновкой оборудования и насыщения в соответствии с предназначением, и даже во внешнем облике невооружённым глазом видна их индивидуальность.
В середине мая 2017 года стапель покинуло океанографическое исследовательское судно «Академик Александров», третье в серии, заложенное в декабре 2012 года. Сейчас у причала предприятия ведётся его достройка. Силами основных цехов «Звёздочки» при участии контрагентов на нём монтируется оборудование, идёт подключение и настройка основных систем, спецустройств, отделка помещений. Все участники работают в напряжённом ритме, ведь уже через месяц должны быть проведены первые пуски энергоустановки судна. В общей сумме на борту и в цехах над достройкой «Александрова» задействовано порядка пятисот человек.
При строительстве третьего заказа серии существенно пригодился накопленный на предшественниках опыт. Так, был учтён такой важный момент, как затяжка кабеля в корпус строящегося судна. Благодаря грамотной организации работ весь кабель был затянут в стапельный период строительства, и уже в декабре 2016 года на борт было принято электропитание, что в значительной мере облегчает выполнение достроечного этапа.
Но по мнению 6 отдела, который ведёт строительство данной линейки судов, несмотря на достигнутые успехи расслабляться не следует.
Как отмечает ответственный сдатчик ОИС «Академик Александров» старший строитель 6 отдела Сергей Корелин, сейчас перед всеми участниками строительства стоит задача мобилизоваться. Дело в том, что на июль намечено начало швартовных испытаний по отдельным видам систем и оборудования заказа.
- В планах также завершение поставок кранового оборудования, его монтаж и испытания. Всё это следует завершить до конца текущего лета. С участием иностранных специалистов нам следует уже в сентябре закончить все мероприятия по настройке подруливающих устройств, винто-рулевых колонок и креновой системы. И это только часть огромной работы. На март следующего года запланировано начало проведения первого этапа обширной программы заводских ходовых испытаний. Времени остаётся не так и много.
К сожалению, нужно признать, имеются срывы по закрытию построечных документов некоторыми цехами. Поэтому им следует проявить больше ответственности при выполнении поставленных задач, - комментирует сегодняшнее положение дел на заказе и ближайшую перспективу ответственный сдатчик.
Широкий фронт работ развёрнут на возведении корпусных конструкций четвёртого судна спецназначения - морского транспорта вооружения «Академик Макеев», торжественная церемония закладки которого состоялась в середине 2015 года. На конец июня сформировано уже порядка 90 процентов корпуса в виде двух строительных районов. После загрузки крупногабаритного оборудования, поставка которого начинается, две части судна будут состыкованы и корпус приобретёт оформленные очертания. Данный этап запланирован на февраль 2018 года. Параллельно с формированием корпуса и корпусного насыщения, выполнением которого занимается цех 15 под руководством начальника участка Абдуллаева Р.Р., ведётся изготовление спецустройств под разрядные грузы, перевозка которых - основное назначение МТВ. Эта часть строительства за цехом 7.
Важной особенностью морского транспорта вооружения является его строительство в варианте импортозамещения. Введённые с 2016 года санкции относительно Центра судоремонта, внесли серьёзные коррективы в ход работ по постройке судна.
По словам заместителя начальника 6 отдела Михаила Гуцко, курирующего строительство судов спецназначения на базе проекта 20180, проектанту - ЦМКБ «Алмаз» пришлось искать альтернативу зарубежному оборудованию. Питерское КБ вынуждено были переработать порядка половины рабочей конструкторской документации по сравнению с аналогичной построечной техдокументации на «Академике Ковалёве», братом-близнецом которого должен был стать «Академик Макеев». Срок сдачи новостроя таким образом был отодвинут «вправо», до 2020 года вместо первоначального 2018-го.
- Сейчас выпуск проектной конструкторской документации развёрнут в полной мере. С «Алмазом» у нас отношения взаимопонимания, на «Звёздочке» постоянно работают две группы его специалистов по техническому сопровождению строительства. Проектантом найдены варианты использования на заказе российского оборудования, и поэтому все зарубежные образцы техники будут заменены на отечественные. «Звёздочке» отведена своя роль в создании нового облика судна. Центром пропульсивных систем разработаны и будут изготовлены винто-рулевые колонки и подруливающие устройства для «Макеева». До конца 2017 года запланирована их поставка на заказ, - поясняет ситуацию с возникшими изменениями в постройке Михаил Гуцко.
Ни новизна работ по постройке судов спецназначения, ни возникающие по их ходу трудности не смутили коллектив «заточенного» под судоремонт предприятия. «Звёздочка» успешно освоила постройку судов на базе проекта 20180, и готова к продолжению серии, тем более востребованность в них есть. Строители верфи уверены в своих силах и по строительству морских судов других проектов, в том числе большего водоизмещения. «Звёздочке» крайне важно не потерять приобретённый за более чем десятилетие драгоценный опыт судостроения, приобретённые за эти годы наработки, технологии, самое важное кадры. Новые высокотехнологичные суда для гражданского флота и военных моряков имеют полное право рождаться на стапелях ягринской верфи.