После трехмесячного пребывания в очередной «индийской» командировке в Северодвинск вместе с группой других специалистов возвратился старший строитель 7 отдела - руководитель группы Александр Фёдоров. Как представитель отдела экспортных заказов «Звёздочки» он исполняет обязанности ответственного сдатчикакомплекса вооружения дизель-электрической подводной лодки «Синдукирти», которая проходит ремонт и модернизацию в Вишахапатнаме при помощи отечественных специалистов.
Начальник военной приёмки Мадхаван Раджкумар, строитель 7 отдела Денис Никонов, Виталий Ковалёв (НПО «Аврора»), старший строитель 7 отдела Евгений Чурсин, старший строитель 7 отдела Александр Фёдоров, переводчик УВТС Павел Турков, руководитель проекта Андрей Фролов, старший офицер-электрик Ашиш Котья на борту ДЭПЛ «Синдукирти».
«Звёздочка» была определена головным исполнителем контракта и приступила к работам на заказе в 2006 году. Основной объём ремонта на верфи HSL выполняет индийская сторона, представители ягринской верфи и контрагентов задействованы на ремонте и обновлении ряда комплексов и систем, замене местного и магистрального кабеля в непосредственной связке с инозаказчиком.
Сегодня на этой лодке проекта 877ЭКМ ВМС Индии многолюдно и суетно - полным ходом идут швартовные испытаний комплексов, систем и механизмов корабля. Закончиться они должны в текущем месяце, после чего заказу предстоит пройти цикл заводских ходовых испытаний. На группу, которой руководит Александр Фёдоров, возложены все мероприятия и операции по ремонту и модернизации комплекса минно-торпедного вооружения с его последующими испытаниями.
- Главной задачей нашей группы было обеспечить не только ремонт комплекса вооружения лодки, но и модернизировать его для применения современного ракетного комплекса «Club-S». Таким образом, из минно-торпедного он становится минно-торпедно-ракетным, а это существенное повышение боевых характеристик корабля, теперь позволяющего ему наносить ракетный удар из-под воды. Действуем совместно с группой ОКБ «Новатор» и концерна «Агат» - создателями данного комплекса. Да не только с ними: тут же «Аврора», за которой, помимо настройки комплексов управления кораблем и ОКС «Пирит» и «Палладий» внедрение интегрированной с «Club-S» системы «Лама-ЭКМ», отвечающей за управление стрельбой. «Электроприбор» модернизирует современный комплекс навигации «Аппассионата-ЭКМ.1», «Арктика» которая не один год трудится с нами бок о бок, обеспечивает подключение электрооборудования по всему заказу
Разработка ОКБ «Новатор» уже давно известна заводчанам, четыре индийских ДЭПЛ были переоборудованы под это ракетное оружие на стапелях «Звёздочки», так что опыт за эти годы приобретён огромный. По мнению наших специалистов, сегодня индийская промышленность в должной мере не готова осуществлять весь комплекс работ по ремонту и восстановлению своих кораблей. Девятилетний ремонт «Синдукирти» ярко иллюстрирует «разность потенциалов». Слаба, за очень редким исключением, техническая подготовка рабочих и специалистов; нет должной технической и технологической базы для сложных, высокоточных работ. Даже простейшие мелкие изделия машиностроения, необходимые для ремонта, приходится порой ждать неделями. Несмотря на то, что заказчик прилагает много усилий для совершенствования техпроцессов, до уровня «Звёздочки» ему ещё очень далеко. С таким объёмом работ ягринская верфь управляется за два года.
Впрочем, для трубопроводчиков 9-го, сборщиков, монтажников и проверщиков 10-го, наладчиков контрольно-измерительных приборов 16-го, сборщиков-достройщиков 40-го цехов и строителей 7 отдела слабая готовность верфи заказчика сюрпризом не является.
- За всё время работ на данном заказе побывало множество представителей этих цехов. Выделить кого-то отдельно довольно сложно, все проявляют себя хорошо. Но, всё же, надо отдать должное профессионализму сборщиков и сварщиков цеха 10. Дисциплинированные, в совершенстве владеющие делом люди. Ну, и цех 16 - наши «вооруженцы». Без них никуда. Следует отметить и строителей 7 отдела, которым приходится отрываться от «Звёздочки», где год от года растёт объём по госзаказу, и они востребованы. Командировка - завод - командировка - в таком режиме приходится работать. Большая нагрузка лежит на наших переводчиках, что месяцами обеспечивают взаимопонимание с индийской стороной, - отметил Александр Фёдоров.
Трудиться нашим соотечественникам приходится в непростых условиях. Все помнят события минувшей майской жары в Индии, когда погибли тысячи человек. Это должно дать представление о том, каково северянам в тропиках. И не на отдыхе, не на океанском пляже, а в стеснённом отсеке, среди километров трубопроводов и десятков единиц оборудования, с постоянными проблемами вентиляции и кондиционирования помещений корабля.
Непростая ситуация и с санитарно-эпидемиологической обстановкой. По словам Александра, в один из дней во время последней командировки более двадцати человек слегли с пищевым отравлением. На неделю они выбыли из строя, а это почти треть российской группы. Это наглядно показывает, каким трудностям подвергаются россияне, выполняя контрактные обязательства.
По готовности корабля к заводским ходовым испытаниям вооруженцы приступят к экзаменовке своего комплекса.
- У причала в ходе испытаний проводится прострелка торпедных аппаратов водой, макетами торпед и ракет. Когда корабль выйдет в море, упражнение по прострелке водой вновь будет отработано на различных глубинах. Также отработаем погрузку изделий в торпедные аппараты и проверку ввода данных. Согласно программе испытаний ракетного комплекса нам предстоит провести проверку параметров стрельбы с использованием грузо-весовых макетов изделий ракетного комплекса, и только после этого, с получением допуска, в условиях полигонов будут проводиться натурные работы с применением боевых ракет, - делится планами ответственный сдатчик комплекса вооружения.
Индийская сторона на страницах СМИ уверенно заявляет, что «Синдукирти» в ближайшее время вернётся в строй, а мы со своей стороны можем отметить, что в этой многолетней эпопее ремонта значительный вклад в восстановление корабля внесли наши рабочие и специалисты, в очередной раз показав высокий профессионализм в деле судоремонта.