Его басовитый гудок уже больше пятидесяти лет оглашает акваторию предприятия «Звёздочка». Его узнаваемый силуэт - непременный участник любого фотоснимка панорамы предприятия. В каждой книге, посвящённой истории завода, найдётся хотя бы пара абзацев, повествующих о трудовой биографии ветерана флотилии «Звёздочки». Речь идёт о старейшем вспомогательном судне верфи, морском буксире «Садко».
Морской буксир "Садко".
Его история началась на Выборгском судостроительном заводе. Там 1-го марта 1962 года было заложено новое судно проекта С733. Приёмный акт был подписан 16 сентября 1963 года.
С этого момента буксир начал свою трудовую биографию. На предприятии буксир получил имя «Садко».
Добро пожаловать на буксир!
Баковая или, если по-сухопутному, носовая палуба.
Якорное устройство.
Кто именно назвал так судно доподлинно не известно. Однако, это положило начало негласной традиции. Впоследствии, буксиры, приходившие на завод, получали похожие былинные имена: «Витязь», «Беломор»… «РБ-288» :-).
Спасательные шлюпки.
За 52 года службы судно повидало немало. Были дальние рейсы за границу. Буксировки траулеров, плавкранов, танкеров, барж, плавдоков, судов и кораблей военного назначения, плавучих буровых установок.
На буксире хранится самая первая судовая роль - документ о составе экипажа судна.
За 52 года службы судно повидало немало. Были дальние рейсы за границу. Буксировки траулеров, плавкранов, танкеров, барж, плавдоков, судов и кораблей военного назначения, плавучих буровых установок. Одним из таких походов стала буксировка траулера «Печора» в Норвегию. За свою многолетнюю богатую историю буксиру «Садко» не раз приходилось принимать участие в спасательных операциях в Белом и Баренцевом морях.
Но главной, самой ответственной задачей буксира всегда было обеспечение заводских испытаний сдаточных заказов. Технические и мореходные характеристики судна сделали его универсальным и незаменимым помощником.
Буксир "Садко" и АПЛ "Пермь" в море.
Благодаря усиленному ледовому классу «Садко» мог ходить в море практически круглый год. Буксир мог находиться в автономном плавании до тридцати суток с запасом хода в восемь тысяч морских миль. Удобство использования его на испытаниях заключается еще и в том, что в силу конструкции судна и организации внутренних помещений он мог брать на борт большое количество людей и необходимых грузов.
Двухместный кубрик.
Двухярусные койки. Напомнимает плацкартный вагон.
Помимо семнадцати человек минимального штатного экипажа на буксире могли с комфортом разместиться еще пятнадцать человек заводской сдаточной команды. Но бывало и так, что в годы особенно напряжённой работы на «Садко» в море уходило около полусотни человек.
Кают-компания.
В такие периоды буксир работал в режиме «трамвая-челнока» между верфью в Северодвинске и сдаточным заказом в море. У причала «Звёздочки» на буксир грузилось необходимое оборудование и комплектующие, на его борт поднимались члены сдаточной команды, представители флота, и «Садко» устремлялся в море к ожидающей его подлодке. Иногда приходилось делать несколько рейсов в сутки.
Ходовой мостик.
Автоматический судовой телеграф.
Рулевое устройство.
Сегодня на буксире несут службу семнадцать человек. Капитан, старший помощник, сменный помощник, боцман, четыре механика, два электрика и два моториста, три матроса и два повара. Весь экипаж регулярно проходит квалификационные проверки. На буксире даже повар должен уметь спустить шлюпку или бороться с пожаром.
Штурманская рубка.
Всего у буксира сменилось шесть капитанов. Нынешний, Евгений Евгеньевич Лодочников, пришёл на «Звёздочку» в 1985 году и сразу попал на «Садко». Он прослужил на судне тридцать лет и прошёл путь от матроса до капитана и знает буксир "от и до". По его словам, судно очень специфично в управлении.
Капитан буксира "Садко" Евгений Лодочников на ходовом мостике.
«К нему надо привыкнуть, понять, как оно ведёт себя в различных условиях. Уметь точно определять максимально возможные пределы нагрузки на судно и все его узлы и агрегаты. Тонкости и секреты управления буксиром передавались от капитана к капитану. Меня, в свою очередь, «натаскивал» мой предшественник и наставник, Владимир Васильевич Федотов», - рассказывает Евгений Лодочников.
Боцман Владимир Коваленко.
На верфи мало кто знает одну очень специфическую особенность буксира «Садко». Его надстройка, где располагается ходовой мостик, выполнена из усиленного металла. Иными словами, она бронирована. Более того, на буксире есть артиллерийский погреб, а проект предусматривает возможность установки на судно орудия.
Ходовая рубка.
Дело в том, что, изначально, суда серии «С733» проектировались для решения, в первую очередь, военных задач. Многие суда этого проекта несли службу в качестве пограничных сторожевых кораблей. Однако, по компоновке проект был очень удачным. Суда полностью отвечали техническим требованиям времени, были очень комфортными для экипажа и имели широкие возможности для переоборудования. Эта универсальность стала причиной широкого использования судов проекта «С733» в гражданском секторе. За примерами далеко ходить не надо. На соседнем с «Звёздочкой» орденоносном «Севмаше» трудится брат-близнец «Садко» - буксир «Александр Плюснин».
В среднем срок службы судов этого класса составляет 20-25 лет. Но, благодаря тому, что профильным направлением деятельности верфи является судоремонт, трудовая биография буксира продлилась далеко за пределы этого срока. Как шутят в доко-водно-такелажном цехе «Звёздочки», после последнего капитального ремонта судно получило уже третью жизнь. Собственно говоря, после многочисленных ремонтов от первоначального буксира мало что осталось.
Спускаемся в машинное отделение.
На судне не раз полностью менялась обшивка всего корпуса, заново прокладывались кабельные трассы, обновлялось и модернизировалось оборудование, не говоря уже о сердце буксира - его дизельной машине. Однако, сколько бы усилий и мастерства не было приложено для продления жизни судна, закат его трудовой биографии уже близок.
Главные дизеля.
«Буксир стал старым и привередливым, как пожилой человек. Работать на нём становится всё труднее. И, как не грустно это признавать, он уже отжил своё» - говорит капитан «Садко» Евгений Лодочников.
Главный электродвигатель.
Тут приводится в движение гребной вал буксира.
В первую очередь накопилась колоссальная усталость металла всего корпуса судна. Это сказывается не только на решении производственных задач, но и, в первую очередь, на сроках и объёмах ремонтных работ.
Гребной вал.
Железо истончилось и стало хрупким. Демонтируя один агрегат, приходится снимать и заменять целый ряд сопутствующих узлов и деталей. Сколько бы не корпели мотористы над машиной, но дизеля «Садко» давно не выдают заявленной мощности. Как не стараются корпусники «Звёздочки», но былую манёвренность и скорость буксиру уже не вернуть.
На борту буксира имеется своя мастерская.
Незначительные поломки могут быть устранены прямо в море.
Сегодня у заводского ветерана работы не так много. Решение основных производственных задач взял на себя его преемник, нынешний флагман флотилии «Звёздочки» буксир «Александр Зрячев». Это современное судно, построенное по последнему слову техники. Отзывы о нём у водников «Звёздочки» самые лучшие. Но так уж выходит, что даже «Зрячев» не может решить всех задач, с которыми в одиночку справлялся «Садко».
Камбуз. Мимо мы пройти не могли :-)
Гостеприимные хозяева угостили нас вкусным обедом.
«Садко» еще многое может. И тем грустнее становится от мысли, что рано или поздно верфи придётся сказать «прощай» своему трудяге-ветерану. С каждым годом всё сложнее поддерживать работоспособность буксира. Подготовка судна к предъявлению Российскому морскому регистру судоходства и подтверждение его класса проходит всё труднее. И главный вопрос - экономическая рентабельность бесконечных ремонтов судна. Каждый год на поддержание «Садко» в строю предприятие тратит серьёзные суммы. Всё это подводит руководства цеха к печальному, но неизбежному решению. По всей видимости, морской буксир «Садко» работает свой последний сезон.
Буксир бросил Якоря.
Окончательное решение в судьбе судна еще не принято. Вариантов много. Его могут банально порезать на металл и отправить в переплавку, или поставить на прикол в отстойнике, где он будет догнивать свои последние годы. Есть даже мнение, о возможной продаже буксира сторонним компаниям, для проведения очередного ремонта и переоборудования его в прогулочное туристическое судно. Но пока, это только разговоры. Впереди у «Садко» очень насыщенный навигационный сезон. К слову, он и сейчас в море. В ближайшем будущем надо будет обеспечить выполнение программы ходовых испытания нескольких сдаточных заказов. Дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ», морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв», ракетный крейсер «Маршал Устинов». Все они неизменно выйдут в море в сопровождении опытного ветерана, и, как это ни печально, кто-то из них станет последним заказом для буксира и поставит финальную точку в книге жизни «Садко».
Буксир в тумане.