Кораблестроитель по имени Катя

Dec 29, 2014 08:08


Оригинал публикации



26 июля в центре судоремонта «Звёздочка» из эллинга выведен морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв». По морской традиции о его борт была разбита бутылка шампанского. Честь провести этот ритуал выпала Екатерине ТИШИНИНОЙ, принимавшей непосредственное участие и в создании первого судна этой серии - спасателя «Звёздочка», который сегодня успешно несёт службу в составе Беломорской военно-морской базы.
МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ ПОКОРИЛАСЬ ХРУПКОЙ ДЕВУШКЕ
Екатерина сыграла не последнюю роль и в строительстве самоподъёмной плавучей буровой установки (СПБУ) «Арктическая». И вообще она единственная женщина - строитель кораблей на предприятии. Этого достаточно, чтобы встретиться и пообщаться с человеком, который выбрал профессию, до недавнего времени считавшуюся сугубо мужской.
- Екатерина, как вы стали кораблестроителем?
- Я окончила техникум, с 2002 года стала работать на «Звёздочке» маляром. Сначала в ОСКБУ, потом в цехе 45. Одновременно училась на вечернем отделении Севмашвтуза на кораблестроителя. И вот как-то однажды, обсуждая в разговоре с коллегой, где бы каждому хотелось работать дальше на предприятии, сказала, что мне интересно трудиться строителем. Даже не задумывалась о том, что в этом случае была бы первой на заводе девушкой-строителем. Товарищ тогда мне сказал: за чем же дело стало - иди, берут же в 6-й и в 3-й отделы. В то время я уже работала мастером маляров на первом спасателе, «Звёздочке». Когда озвучила своё желание коллегам, те сильно удивились и поначалу развели руками. Но так получилось, что наш разговор стал известен руководству, и через две недели мне позвонил Валерий Дворников, ответственный сдатчик этого заказа, и пригласил на собеседование. Потом прошёл ещё один месяц, и меня отправили на медкомиссию. И я вернулась на спасатель, но уже в качестве строителя 6-го отдела.
- Сколько лет вам тогда было?
- 23 года.
- Как вас приняли в новом качестве?
- Тяжело было, особенно первые полгода. Многому пришлось учиться на ходу, иногда до позднего вечера была на работе, по выходным приходилось вникать во все премудрости. Помогали, конечно, советами, консультировали, но в основном до всего приходилось доходить самой.
Особенно сложно было вникнуть и научиться работать в системе внутреннего производственного документооборота, системе «Антон»
- Скидок никто не делал?
- Наоборот, приходилось делом доказывать, что я могу выполнить то, за что взялась. Многие поначалу никак не хотели меня воспринимать в новом качестве: была подчинённой, а теперь сама задания расписываю. Конечно, и обида была, и слёзы.
- Начинали вы свою карьеру строителя не с азов, а сразу же попали в самый разгар выполнения заказа по «Звёздочке»?
- Да. Занималась окраской, изоляцией, оборудованием кают, других помещений. При этом никому не было интересно, что ты новичок. Если у мастера, можно сказать, строго ограниченный участок работы, то строитель - это прежде всего планировщик, который обеспечивает, организует и в конечном итоге отвечает за исполнение заданий нескольких подразделений завода. И неважно, что ты чего-то не знаешь, не хватает опыта. Пришла - работай. А в этой цепочке не бывает так, чтобы всё гладко происходило. Нужно разобраться во всём, как говорится, до запятой, и если где-то какой-то сбой, то неважно, по какой причине он случился, строитель должен найти решение, чтобы не допустить отклонения от графика.
- И одновременно вы готовились стать мамой?
- Да, я ушла в декретный отпуск в октябре 2007 года, а в декабре «Звёздочку» выводили из цеха.
- Выйдя из декрета, чем занимались?
- Сначала завершила окончательную окраску и отделку спасателя, выходила на нём в море на 21 сутки в составе сдаточной команды, устраняли замечания госкомиссии. Например, пришлось в сжатые сроки переделать нежилое помещение в жилое. Затем восемь месяцев была в командировке в 3-м отделе, на строительстве СПБУ «Арктическая».
- Чем занимались на платформе?
- Отделкой жилого блока, который представлял собой, по сути, 5-этажное здание. А потом был второй заказ проекта 20181, развитием которого стал морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв». На нём я сначала отвечала за работу всех систем ТОС, необходимых для строительства корабля в цехе. Корабль собирается секциями, и каждая из них в процессе постройки должна быть обеспечена электроэнергией, вентиляцией и так далее…
Небольшое отступление, необходимое для понимания того огромного объёма работ, что лёг на плечи девушки. Екатерина должна была создать всю внешнюю и внутреннюю инфраструктуру, чтобы тот же сварщик пришёл выполнять свою работу и уже знал, к чему ему подключаться на своём рабочем месте. При этом всё должно быть сделано в жёстком соответствии с нормами безопасности и другими критериями. Одновременно проложенные коммуникации не должны были создавать проблем другим, параллельно ведущимся работам.
- С какими сложностями, помимо нюансов внутризаводской кооперации, приходится сталкиваться в процессе постройки корабля?
- Самое непростое - это корректировка проектных эскизов: в документацию, которая приходит изначально, по ходу работы вносятся изменения. Мы посчитали, что по «Академику Ковалёву» было выполнено около семи тысяч корректировок. Например, в определённом месте по одним документам должен проходить трубопровод, а по другим там же указана кабельная трасса.
- А решать эти ребусы от разных бюро проектировщика приходится строителям?
- Да, потому что завод несёт полную ответственность за строгое соблюдение обозначенного в контракте срока выполнения заказа.
- Екатерина, удаётся выкраивать время на себя?
- Немного получается. У меня семья, 15 февраля 2014 года я вышла замуж. Стараемся все вместе ходить в лес, занимаемся в кружках, недавно наша дочь Арина стала победителем конкурса «Мини-мисс Северодвинск». В своей возрастной группе она заняла первое место, а в целом - второе. Сейчас мы уже учимся в 31-й гимназии, всей семьёй делаем уроки.
- Чего больше всего хочется для себя лично?
- Очень хочу «сходить» за вторым ребёнком.
- В вашей семье вы первая, кто работает на «Звёздочке»?
- Нет, у меня работали дедушка, папа. Мама до сих пор трудится в конструкторском отделе, брат - в цехе 16, а любимый муж Алексей работает в 15-м. Кому-то не подходит работа на заводе: дескать, всегда за забором, но меня всё устраивает. Работа интересная, очень нравится, просто иногда очень устаёшь.

Андрей Мирошников

Звездочка, пресса, Северодвинск, люди

Previous post Next post
Up