May 14, 2013 09:01
Сразу два представительных мероприятия прошло на «Звездочке» в последнюю неделю апреля - совещание на уровне Объединенной судостроительной корпорации и заседание совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. Тематика общая - выполнение заданий гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей ВМФ.
В числе участников совещаний - руководители практически всех предприятий промышленности, участвующих в работах по сервисному обслуживанию кораблей - северных, балтийских, дальневосточных, черноморских и каспийских. Место проведения выбрано неслучайно. С 2011 года «Звездочка» является ведущим предприятием отрасли по сервису, охватывая своей компетенцией свыше 300 кораблей и судов Северного флота, Каспийской флотилии и Новороссийской военно-морской базы. Более того, сегодня «Звездочка» является, пожалуй, единственным судоремонтным предприятием, деятельность которого в сфере корабельного сервиса не вызывает нареканий у министерства обороны. Так что выбор места для проведения совещаний можно расценивать, как своеобразное признание успехов «Звездочки» в этом новом для себя деле.
Два дня - 24 и 25 апреля - руководители предприятий ОСК обсуждали тему сервисного обслуживания военно-морской техники. С докладами о состоянии дел, проблемах организации работ, предложениями по совершенствованию этой работы выступили руководители всех головных предприятий. Проблем у всех масса и наиболее злободневные из них - общие для всех судоремонтников, безотносительно их географии. Первая из них - это недостаточная нормативная база по теме сервисного обслуживания. Регламентирующие порядок подготовки и выполнения работ либо устарели, либо не введены в действие, либо вообще отсутствуют. На эту проблему представители промышленности обращали внимание еще год назад, во время разбора причин пожара на АПЛ «Екатеринбург» в доке СРЗ-82. Однако, несмотря на высокий уровень «разбора полетов» (а руководил им вице-премьер Дмитрий Рогозин), план мероприятий по уточнению нормативных документов на сегодняшний день не выполняется. Поэтому приходится судоремонтникам выкручиваться как могут, руководствуясь положениями сорокалетней давности; пытаться применить их к радикально изменившейся в ходе формирования «нового облика» структуре управления флотом; выполнять работы не в заводских условиях, а прямо в базах, на находящихся в эксплуатации кораблях. Далее. Несмотря на вмешательство первых лиц государства, так и не преодолена проблема задержки формирования объемов работ. Заявочные ремонтные ведомости по госзаказу 2011 года флот предоставил только в марте 2011 года и то в неполном объеме, в 2012 и 2013 годах - в феврале. Протоколы согласования объемов работ утверждаются с многомесячными задержками. Для примера, спецификации к госконтрактам «Звездочки» по ГОЗ-2012 были подписаны только в июле (!) 2012 года, а в ноябре предприятие уже должно отчитаться о выполнении госзаказа. Корректура объемов работ по ГОЗ-2012 увидела свет только в январе 2013 года. Заявочные ведомости зачастую носят «отписочный» характер, не указывая конкретных работ. Надо ли удивляться тому, что сроки сдачи кораблей постоянно «уезжают вправо». Что в министерстве обороны организовано четко, так это претензионная служба. Выставление штрафных санкций проходит без задержек и проволочек.
Следующим «больным местом» сервиса является неудовлетворительное состояние кораблей и судов. В два минувшие десятилетия регламентные сроки проведения заводских ремонтов кораблей не соблюдались. Техника до крайности изношена, а это в свою очередь генерирует дополнительные объемы работ по оперативному устранению аварий и поломок. И это далеко не полный перечень проблем. Вообще, назвать выполняемые заводами работы «сервисным обслуживанием» можно с очень большой натяжкой. О каком сервисе можно говорить применительно к сорокалетнему кораблю, не проходившему полноценного ремонта ни разу за свою долгую жизнь?
Кому-то из верфей удается даже в этих условиях выдерживать графики сдачи кораблей. «Звездочка», к примеру, по ГОЗ-2012 «осталась должна» Министерству обороны лишь полтора процента от общего объема сервисных контрактных работ, да и то по объективным причинам. У кого-то из судоремонтников дела обстоят хуже и руководителям верфей устраивают «публичные порки» перед телекамерами. Как бы то ни было, прошедшее совещание показало, что названные проблемы не являются уникальными, а носят системный, общий для всех предприятий характер. Два дня обмена мнениями позволили промышленности выработать общую точку зрения, общие предложения по решению этих проблем. Когда день спустя в том же конференц-зале стапельного цеха открылось заседание совета по судостроению Военно-промышленной комиссии, представителям заводов не только было о чем предметно докладывать, но и выдвигать предложения по совершенствованию системы взаимоотношений с заказчиком.
Звездочка,
ВМФ,
сервис