Этим постом мы начинаем цикл зарисовок о корабелах. Наверное, в формате заводской традиции, его следовало бы начать с кавалеров государственных наград или лауреатов государственных премий. Но, поразмыслив о шаблонах, героями наших публикации мы решили сделать простых рабочих и инженеров, труд которых пока еще не описан в строчках наградных листов. Людей, каждый из которых так же честно и добросовестно делает свою маленькую в масштабах завода работу. Людей, из соединения результатов труда которых рождается Корабль.
В этом цикле мы планируем рассказать о рабочих основных кораблестроительных специальностей - сварщиках, сборщиках, монтажниках, трубопроводчиках, малярах-гуммировщиках, станочниках. О «синих воротничках» верфи - строителях кораблей, технологах, конструкторах. О молодых и не очень, о мужчинах и женщинах. О тех людях, кто по сорок часов в неделю, «ползает по заказу», варит в объемах в дымных клубах флюса, тягает по вертикальным трапам трубы, арматуру и оборудование, крутит гайки и прорезает отверстия, шлифует швы или лопасти гребных винтов. Словом, о простых тружениках, живущих простыми заботами и, вместе с этим, строящих сложнейшую технику. Если у нас достанет творческой потенции, то будем пробовать иллюстрировать эти рассказы еще и короткими видеозарисовками.
Пролог на сём заканчиваем.
Строители кораблей. Серия 1. Сварщик.
Роман Шестаков. Родился в Северодвинске в 1989 году. Северодвинец в третьем поколении, рабочий. Биография самая незатейливая - школа, училище, завод.
После школы, «обдумывая житье», планировал учиться по специальности слесарь-сборщик корпусов металлических судов, однако авторитет деда сделал свое дело. Кстати, о предках. Оба деда у Романа рабочие. Один, как уже, наверное, стало понятно - сварщик, второй - сборщик. Отец Романа тоже из числа самых нужных на верфи рабочих - монтажник. Такое вот семейное кораблестроительное «каре».
Учеба в училище давалась легко. Общий язык со сварочным аппаратом Роман нашел быстро. Электрод к металлу не прилипал, швы получались ровные. Постепенно пришло профессиональное чутье и, главное, осознание красоты сделанной работы. В 2008 году Роман закончил обучение в профессиональном училище №1, получил специальность электрогазосварщика 3-го разряда и начал свою «заводскую» жизнь. За пять лет успел «оставить свой шов» на многих заказах. Самым большим и сложным из них стала ледостойкая платформа «Приразломная». Многое получалось, но многому приходилось и учиться. В неудобной позе заваривая швы в цистернах питьевой воды «Приразломной» Роман впервые с опаской попробовал варить нержавеющею сталь. Потом была работа на строительстве океанской яхты, затем стапельный цех «Звездочки» и модернизируемая АПЛ «Леопард».
Сегодня все силы сварщиков 15-го цеха брошены за завершение работ по формированию корпуса морского транспорта вооружения «Академик Ковалев». Здесь бригада Романа работает уже не первый месяц.
Как складывается рабочий день сварщика главного стапельного цеха? Слово нашему герою.
- Обычно складывается, Ранний подъем. Завтрак. Дорога на работу. Сам - не ягринец, поэтому на дорогу уходит по северодвинским меркам много времени. Чаще добираюсь на машине, но бывает, что и на автобусе приходится. На работу стараюсь приходить пораньше. Прохожу через вахту, иду в цех, отмечаюсь в цеховой табельной. Поднимаюсь в раздевалку, переодеваюсь. Рабочий день начинаю с чашки кофе. Мастер и бригадир ставят задачу на смену. Обычно это звучит так: «Наружный вертикальный шов в районе 72-й переборки на второй палубе». Если что-то непонятно, то смотрю на чертеже, уточняю у них. Иду на заказ, нахожу место работы, готовлю его к работе. Проверяю сварочный аппарат, если надо, то передвигаю его. Бывает и в одиночку приходится, но чаще кто-нибудь из бригады помогает. Располагаю кабели, чтобы они не мешали проходу - на заказе десятки людей туда-сюда ползают - и вперед. Маску на лицо и пошла работа. Проваришь, оценишь, снова проваришь. Бывает и сам отвлекаешься помочь кому-нибудь: то кабели прибрать, то аппарат перетащить. Бригада хорошая. Если надо, то ребята всегда выручат-помогут. Когда пришел на «Звездочку», они помогали вживаться в завод, поясняли нюансы, показывали-рассказывали чего и как на этом берегу. Считаю, что повезло с бригадой, да и работа на заводе очень интересная, а главное, ее много. Хуже всего без дела сидеть. И денег не заработаешь, и лишним каким-то, что ли, ненужным себя чувствуешь. Да и вообще безделье расхолаживает, навык теряешь.
Утром бывает, придешь на смену, глядишь, а корабль-то заметно «подрос». Его в этом году уже выводить из цеха должны. На этой же нитке второе судно серии строится - «Академик Александров». Закончим с «Ковалевым», наверное, на него кинут. На новострое легче работать. Работа огневая, поэтому варишь всегда с оглядкой, но на ремонтных заказах - на том же «Леопарде» - особо приходится за безопасностью следить.
В 9.45 - общезаводской перерыв на 15 минут. Я обычно еще чашку кофе выпиваю. А так народ кто в курилку, кто на воздух в сквер, если лето. В 12 часов обеденный перерыв. Столовая рядом с цехом. Полчаса на обед, полчаса на «расслабиться» и снова на заказ. Если работу сделал, то мастеру или бригадиру предъявляешь. Рентгенологи придут - швы просветят. Если замечаний нет, то очередной наряд получаешь. Не часто, конечно, но бывает, что переваривать приходится, хотя стараюсь все делать «на раз».
К 15.45 заканчиваем работу. Раздевалка, табельная, вахта и дорога домой. Вот такой вот рабочий день. Ничего особенного. Правда, когда представишь, что ты сегодня маленький кусочек большого корабля сделал, немного гордость разбирает. А так, конечно, когда корабль уже «на выходе», тогда по-настоящему понимаешь, что тебе с работой повезло. Сколько в стране сварщиков, а такая работа очень немногим выпадает. Поинтереснее, чем арматуру на стройке варить. Да и поответственнее, пожалуй. Когда в 2005 в училище поступил, некоторые сомнения в выборе были. Только-только сложные времена заканчивались. Непонятно было, что завтра с заводами будет. Но семейный дух победил все сомнения. Сейчас по телевизору услышишь про корабль и отметишь в голове: «ага, мой». Про высшее образование думаю. Но сначала хочу корабли руками пощупать. И учиться, по-моему, потом будет легче. Да и отец с дедами так советовали.