СТРОКИ ИСТОРИИ. К-140 - Старт государственного значения

Mar 08, 2014 09:00


21 декабря 1976 года состоялось событие, значение которого для развития отечественного морского ракетостроения трудно переоценить. В этот зимний день впервые в нашей стране был произведен старт твердотопливной баллистической ракеты с борта АПЛ, находившейся в подводном положении. Уточним, что АПЛ, о которой идет речь, - это РПКСН К-140 (заводской номер 421, проект 667А), переоборудованный предприятием «Звездочка» по проекту 667АМ. Тем самым было положено начало созданию самого мощного в мире комплекса ракетного оружия с твердотопливными межконтинентальными ракетами Р-39 для занесенных в Книгу рекордов Гиннесса подводных ракетоносцев класса «Тайфун».


Предыстория этого события начинается с постановления Совета Министров СССР от июня 1971 года, предусматривавшего создание твердотопливного морского ракетного комплекса и установку его на все АПЛ проекта 667А во время их планового капитального ремонта. Принятию такого решения предшествовала большая подготовительная работа, изучение опыта США, где в ракетах морского базирования уже использовалось твердое топливо. Хотя наши, отечественные, - жидкотопливные - ракеты по ряду характеристик не уступали зарубежным - твердотопливным - аналогам, в эксплуатации они были более сложны и доставляли много проблем всем, кто с ними имел дело. Разработка проекта новой ракеты возлагалась на завод и КБ «Арсенал», главного конструктора П.А. Тюрина. При этом предлагалось по сравнению с устанавливаемым на АПЛ проекта 667А жидкотопливным комплексом Д-5 значительно увеличить дальность и точность стрельбы, безопасность и продолжительность хранения заправленных ракет, сократить время подготовки их к старту. Забегая вперед, скажем, что все эти требования были с блеском выполнены. В качестве головной АПЛ, переоборудуемой под новый ракетный комплекс (он подучил обозначение Д-11), была выбрана построенная «Севмашпредприятием» в 1967 году АПЛ К-140 (заводской номер 421), а заводом, ответственным за выполнение на ней модернизационных работ, было назначено предприятие «Звездочка». Почему именно К-140, а не головной ракетоносец проекта 667А - заказ 420? Еще во время сдачи заказа 421 на его левом реакторе произошла серьезная авария. Реактор был заглушен, и к месту своего постоянного базирования в бухту Ягельная К-140 ушла на одном, правом, реакторе. Хотя и на одном реакторе корабль успешно решал все поставленные командованием задачи (автономные походы, первая в СССР стрельба восьмиракетным залпом, звание лучшей на флоте), из-за аварийного реактора левого борта заказ 421 первым из своих собратьев по серии стал на заводской ремонт. Произошло это уже 14 ноября 1971 года, но... ни проекта переоборудования корабля, ни самой твердотопливной ракеты пока не было...
Требовалось время, чтобы разработать проект, изготовить ракету, отработать ее старт на специальных стендах.
Технический проект 667AM переоборудования подлодки, разработанный ЛПМБ «Рубин», был утвержден в июле 1972.
4 октября 1972 года корабль был поставлен на стапель цеха 10 и работы на нем развернулись полным ходом. После огромного объема демонтажных операций практически по всем отсекам развернулись и монтажные работы. По переоборудованию капитально переделывались 3, 4, 5-й отсеки с практически полной перепланировкой помещений. В практике это единственный случай, когда в период ремонта заменялся реактор и при этом реакторный отсек не вырезался и не заменялся новым, как это имело место на АПЛ К-19 (заводской номер 901) проекта 658М, АПЛ К-3 (заводской номер 254) проекта 627А, атомном ледоколе «Ленин».
В связи с тем, что длина и стартовая масса новой твердотопливной ракеты оказались больше, чем у жидкотопливной ракеты комплекса Д-5, в конструкцию корабля были внесены существенные изменения. Высота надстройки в районе ракетной палубы стала выше, произведены частичная перепланировка в центральном посту, установлена новая аппаратура, количество ракетных шахт уменьшилось с 16 до 12. Плюс - плавные обводы перехода от ракетной палубы к ограждению рубки. Поэтому специалисты, моряки-подводники всегда потом узнавали в море АПЛ К-140, к сожалению, так и оставшуюся в единственном экземпляре. Хотя после переоборудования подлодка стала нести на 4 ракеты меньше, это компенсировалось новыми возможностями оружия: до 3900 км возросла дальность полета ракет. А главное, старт ракеты осуществлялся из закрытой мембраной «сухой» шахты под действием порохового заряда без предварительного заполнения шахты водой. После выхода ракеты из-под воды включался маршевый двигатель первой ступени. При «сухом» старте не тратилось время на заполнение пусковых шахт забортной водой (в отличие от жидкотопливного ракетного комплекса). Этот фактор академик С.Н. Ковалев считал особенно важным: «Время предстартовой подготовки на лодках проекта 667А составляло примерно четверть часа. А требовалось - три минуты, не больше». Плюс - безопасность твердотопливных ракет подтверждалась многочисленными экспериментами, проведенными КБ «Арсенал»: ракету сбрасывали с пятиметровой высоты, простреливали из автоматического оружия - и никаких ЧП. Но это - расчеты конструкторов, испытания на наземных, подводных стендах... Как поведет себя ракета при старте с реальной подводной лодки? Готового ответа на этот вопрос ни у кого не было.
Старт ракеты предполагалось произвести из Кандалакшского залива Белого моря с глубины 50 метров при скорости подлодки до 5 узлов. После команды «пуск» лишь легкий толчок возвестил о том, что ракета покинула шахту. Никакого шума. А вскоре поступило известие: «Попадание в «кол»! Это был успех! Счастливы были все, находившиеся в тот момент на борту подлодки.


Однако успешный старт одной твердотопливной ракеты с АПЛ К-140 означал окончание лишь первого этапа государственных испытаний. В 1977 году, после зимнего отстоя, докования, окончания монтажа всех оставшихся пусковых шахт ракетного комплекса Д-11, корабль был предъявлен ко второму этапу государственных испытаний, который завершился 26 декабря 1977 года.
Следует сказать, испытания проходили не всегда благополучно, бывало, что ракеты падали в море вблизи подлодки. Причиной этих неудач являлся неправильный выбор жесткости амортизаторов ракеты (и, как следствие, их разрушение). Лишь спустя два года после доработки системы амортизации ракет, государственные испытания нового ракетного оружия были завершены окончательно. На первую боевую службу переоборудованный ракетоносец К-140 вышел 14 сентября  года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1981 года группа специалистов, рабочих, ученых и военнослужащих, участвовавших в создании, испытаниях РПКСН К-140, была удостоена государственных наград. Увы, к тому времени решение о переоборудовании по проекту 667АМ всех остальных подлодок было отменено. РПКСН К-140 остался единственным в своем классе, успешно неся морскую службу. А в конце декабря 1990 года подлодка снова вернулась к причалу предприятия «Звездочка», на этот раз для комплексной утилизации.


О корабле, проложившем дорогу новому направлению в отечественном морском ракетостроении, теперь напоминают лишь переданные командиром АПЛ К-140 капитаном l-ro ранга Б.В. Суднишниковым в музей истории предприятия «Звездочка» закладная доска, тактический номер, судовой колокол, гюйс атомохода и несколько пультов некогда грозного ракетного комплекса.

АПЛ, РПКСН, Звёздочка, Северодвинск, 667АМ, Почувствуй завод!, 667А, К-140

Previous post Next post
Up