ГАРМОНИЯ ПОСЛЕДНЕГО КРУГА

Feb 10, 2015 22:30

Оригинал взят у m_yer_show в ГАРМОНИЯ ПОСЛЕДНЕГО КРУГА
То ли в пику общественным и административным тенденциям уходящего 2014-го, то ли напутствуя наступающий 2015-ый, не вовремя и своевременно, в середине декабря Тверская картинная галерея показала фондовую выставку «Оттепель».

Строго говоря, произведений, в той или иной степени реализующих формальные открытия и драматические противоречия именно этого периода, в ее коллекции немного. И любопытно, что, например, иллюстрации Элия Белютина к одноименному роману Ильи Эренбурга или скульптура Эрнста Неизвестного смотрятся сегодня универсально и лишены какого бы то ни было явного отпечатка эпохи. Так что, скорее, выставка дает представление об общем состоянии отечественного изобразительного искусства третьей четверти XX столетия - узнаваемо советского, но иногда и общечеловеческого.



Она выдвигает на авансцену несправедливо забытых графиков, живописцев и скульпторов, чьи профессиональный багаж, творческая интуиция и жизненный опыт оказались созвучны допущенным к произнесению вслух темам, интонациям и веяниям времени, благодаря чему почти безвозвратно канули в прошлое.



Белютин Элий Михайлович (1925 - 2012) Иллюстрация к роману И. Эренбурга «Оттепель» (1954). Бумага, тушь. Тверская картинная галерея.

В экспозицию вошли работы второй половины пятидесятых, авторы которых по миллиметру, нерешительно и как-то несвоевольно, пока только внешне освобождаются от штампов сталинского соцреализма. Из запасников извлечены великолепные образцы графики шестидесятых, воплощающие как раз «оттепельный» быт и краткий, как глоток сырого свежего воздуха, «оттепельный» восторг бытия. Любопытно, что многие из них созданы после 1964-го, когда все, на самом деле, уже закончилось. Вполне уместны и вещи ранних семидесятых, более трезвые, рефлексивные, замкнутые, произнесенные будто бы сквозь зубы, но подспудно все равно сохраняющие энергию искреннего романтического порыва предыдущих лет.



Масленникова Ирина Николаевна (1925 - 2006) «Ленинградская окружная» (1961). Бумага, линогравюра цветная. Тверская картинная галерея.



Тулин Юрий Нилович (1921 - 1983) «Наш двор» (1970). Холст, масло. Тверская картинная галерея.



Тулин Юрий Нилович «Наш двор». Деталь.

В двух сравнительно небольших залах с энциклопедической полнотой представлены основные «оттепельные» сюжеты: от иллюстраций к передовицам «Правды» и «Известий» до реплик на темы всех, кроме «Ивана Денисовича» и «Андрея Рублева», знаменитых фильмов и книг того времени. «Весна на Заречной улице» и «Высота», «Председатель» и «Понедельник начинается в субботу», «Начало», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники» и так далее. При чем, ИЗО, как мне кажется, скорее, следует проторенными тропами, чем предвосхищает их визуальные и смысловые открытия.

Исключение - тема старого города, обреченных на снос предместий и «вороньих слободок». Их вечно пасмурное, но просторное небо, неказистый уют и бестолковая суета противопоставлены и плакатной помпе новых магистралей и мертвенной строгости возведенных до «исторического материализма» особняков.





Воробьева Ирина Николаевна (1932 - 1993) «Старая улица». Бумага, линогравюра. Тверская картинная галерея.

Среди раритетов - отмечу не самые значительные или близкие к «оттепельной» тематике, а те, что показались наиболее интересными, - ранняя линогравюра Виктора Попкова «Монтажники» (1958), формально и сюжетно принадлежащая к пятидесятым, но замечательно пластичная, эффектная, виртуозная. Впрочем, по ней практически невозможно представить дальнейший творческий путь этого выдающегося советского мастера, который отказался от формального блеска ради сурового стиля и писал на разрыв сердца.



Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974) «Монтажники» (1958). Бумага, линогравюра цветная. Тверская картинная галерея.

Сюжетное и интонационное новаторство тоже раннего полотна «Отдел контроля» (1964) уникально одаренного художника Никиты Федосова можно ощутить лишь в сопоставлении с «производственными» опусами сталинского периода, и сейчас оно уже не имеет определяющего значения. На первый план выходит колорит, чувство света и глубины резкости (хотя, казалось бы, какой свет можно найти в цеху Черемушкинского ткацкого комбината) и местами превосходная дымчато-бархатная живопись.



Федосов Никита Петрович (1939 - 1992) «Отдел контроля» (1964). Холст, масло. Тверская картинная галерея.



Федосов Никита Петрович «Отдел контроля». Деталь.

Как оказалось, в собрании ТКГ хранится проникновенная и ненавязчиво-убедительная в пластике и колористических поисках «от противного» работа «В бане» кисти Алевтины Власовой, известной, но слегка надоевшей многочисленными соцартовскими примитивами на темы застолий, буфетчиц и «райпищеторгов, соображающих на троих работяг.



Власова Алевтина Николаевна (1924 - 2004) «В бане». Холст, масло. Тверская картинная галерея.

Странной узнаваемостью, почти родственностью устойчивых вертикалей, резких полуовальных линий, эксцентрически заостренных плечей, подбородков, носов и носков, словно бы на фабрике игрушек грубо пришитых друг к другу деталей привлекает холст Валерия Алфеевского «У телефона» (1968). Начинаешь поспешно перебирать стили и направления начала двадцатого века, но потом понимаешь, что все это родом из детства, из книжных иллюстраций к сказкам Андерсена и Софьи Прокофьевой, которые художник вот так же бегло вычерчивал гусиным пером. Алфеевский, как всегда, лаконичен, глубок и точен в высказывании.



Алфеевский Валерий Сергеевич (1906 - 1989) «У телефона» (1969). Холст, масло. Тверская картинная галерея.

Нельзя не упомянуть «Девушку в черной шляпе» (1958) Георгия Фитингофа, «революционного барона», одного из создателей книжной Ленинианы, иллюстратора Марка Твена, Жюля Верна и Конан Дойла. В каждом штрихе этого, безусловно, мастерского, но, казалось бы, такого рядового, такого обыденного рисунка драма и усталость человека, в сумраке пустынного дома на время снявшего маску и оказавшегося самим собой.



Фитингоф Георгий Павлович (1905 - 1975) «Девушка в черной шляпе» (1958). Бумага, карандаш. Тверская картинная галерея.



Чернецкая Милица Сергеевна (1914 - 1997) «Фонтанка» (1961). Бумага, акварель. Тверская картинная галерея.

За редчайшими исключениями выставку отличают художественная добротность экспонатов, хороший вкус, высокая экспозиционная культура и искусствоведческая смелость. Ее создатели не отказались вполне, однако убрали далеко на второй план научное деление по хронологии, темам, жанрам и стилям - возможно, вынужденно, из-за лакун в собрании - и нашли иные эмоциональные, атмосферные, колористические и фактурные созвучия, в результате чего даже однотипные листы и полотна не наскучивают и не убивают друг друга. Выставка лишена исследовательских амбиций, смотрится легко и лирично и оставляет важнейшее впечатление разомкнутости в пространство за стенами галереи. В экспозиции почти угадывается личностное высказывание тех, кто ее делал, - их преданность профессии и искусству, ностальгия по юности, сожаление, что, казалось бы, незыблемые ценности и идеалы ныне почти ничего не значат.

Когда камень падает в воду, в эпицентре образуется воронка и взвиваются брызги, а дальше расходятся круги, которые по мере удаления становятся все более безопасными, плавными и гармоничными. Тверская «Оттепель», на мой взгляд, это, как раз, о реальной и мнимой гармонии последнего круга.



Кокорин Анатолий Владимирович (1908 - 1987) «Около ГУМа» (1969). Бумага, акварель, уголь. Тверская картинная галерея.



Горяев Виталий Николаевич (1910 - 1982) «У моря» (1964). Бумага, акварель, гуашь, соус. Тверская картинная галерея.

В некоторой части материала ощущается подспудное влияние Пикассо, на рубеже шестидесятых заново открытого в Советском Союзе, и, как тогда говорили, «прогрессивных» американских художников, которым за преданность делу рабочего класса прощали отступничество от внешних канонов реализма. Наконец, довольно часто содержание, стиль и форму произведений определяют не изобразительные, а дизайнерские идеи.

Живопись представлена также качественными работами Владимира Гаврилова, талантливого тверского художника Сергея Тикунова, Евсея Моисеенко, Валерия Ватенина, Виктора Непостаева, Николая Ломакина, но, скорее, стремится к выразительности и глубине, чем, по-настоящему, ее достигает. Поэтому предпочтительнее стекло, фаянс, фарфор и графика. Последняя в исполнении Виталия Горяева, Анатолия Кокорина, Ирины Воробьевой, Ирины Масленниковой, Милицы Чернецкой и других знаковых для своего времени мастеров - свежа, умна, эмоциональна, соразмерна задачам и не то что бы следует актуальным тенденциям европейского искусства той эпохи, но во многом их продуцирует и опережает. Что неудивительно - за плечами многих авторов ленинградская школа или ВХУТЕМАС.

М.Е.

тверская областная картинная галерея

Previous post Next post
Up