Оригинал взят у
m_yer_show в
РАЗРУШЕНИЕ ЭЛЕГИИДолжен признаться, что каждый раз с энтузиазмом иду на очередную персональную выставку художника и педагога Венециановского училища Игоря Бучнева. Но в итоге обнаруживаю, что она никак не согласуется с тем, чего ожидал, с крайне ценными для меня ощущениями, оставшимися от прежних его работ. И дело не в том, что Бучнев непоследователен или не целен. Его очевидная склонность к постимпрессионистской деструкции формы, метафизике цвета, экспрессивной и иногда неопрятной манере письма рождает полотна, внутренне столь же далекие друг от друга, как гармония и разрушение.
Игорь Бучнев «Оттепель» (2013). Оргалит, масло.
Игорь Бучнев «Осколки» (2013). Оргалит, масло.
Игорь Бучнев «Март сумасшедший» (2014). Оргалит, темпера.
Чтобы написать что-то серьезное о юбилейной экспозиции «Карта памяти» в Тверском музейно-выставочном центре, нужно полно и даже избыточно представлять, что такое современная живопись, каковы ее формальные и содержательные проблемы и перспективы. Думаю, кроме того, необходимо понимание «художественного сопромата». Речь о способности улавливать напряжение, противоречия и гармонию, возникающие, когда соприкасаются такие разные материалы как, например, дерево, оргалит и масло, картон, холст и темпера, - и визуальную энергию, освобождаемую этими чуть ли не химическими процессами. Далеко не каждая выставка требует таких обобщений, этим она ценна и интересна. На поставленные ею творческие вопросы еще предстоит ответить и самому автору, и его коллегам, и искусствоведам.
Наиболее интересны и близки мне некоторые вещи Бучнева второй половины тысяча девятьсот девяностых годов. Тогда художник заявил о себе как тонкий интеллигентный лирик, буквально воспринявший знаменитые строки «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» и воплотивший их в замечательных деревенских пейзажах. Пронзительный и цельный «Пейзаж с лошадкой» (2009) выполнен позже, однако демонстрирует все их лучшие качества.
Игорь Бучнев «Пейзаж с лошадкой» (2009). Холст, масло.
Как справедливо заметила критик Марина Сафонова, пластический образ живописец выстраивает цветом. Но ему в полной мере удается воспроизвести то, без чего, на мой взгляд, отечественный пейзаж не имеет смысла, - свет и воздух. Нарочито броские, почти пастозные мазки и локальные цветовые пятна каким-то непостижимым способом осязаемо передают фактуру осевшего снега. И, наконец, вызывающе яркие цвета возникают не из умозрительных построений, а из непосредственного сопереживания багрово-желтому зимнему закату, в котором всегда едва уловимо присутствует грустная тема прощания.
Игорь Бучнев «Западный ветер» (2013). Оргалит, масло.
«Вечер» (1997), «Пейзаж с радугой» (1997), «Пейзаж с красным деревом» (2003), «Западный ветер» (2013). Эти полотна «красного периода» сдержат многое из того, что кажется наиболее важным в традициях русского изобразительного искусства. Impression - мгновенное впечатление и краткая пронзительная эмоция, приобретающие философский объем и незамутненное состояние вечности, сокровенная непосредственность примитива, крестьянское понимание жизни учеников Венецианова, иконописная отчетливость Петрова-Водкина. Мысль, гармония и пластическая свобода.
Игорь Бучнев «Предзимье» (1996). Холст, темпера.
Большинство «файлов» «Карты памяти» датировано началом две тысячи десятых. Увиденный, словно бы сквозь слезы, старый катер («Волга. Кораблик», 2013), полный воздуха, стремящийся к симфоническому ритму мазков «Холодный день. Никулино» (2013), ясный и чистый, воистину как провинциальное предместье, «Западный ветер», и, казалось бы, более «крайние» по технике и колориту «Деревня Иван Иваныча» (2013) и «Холодный апрель» (2013) человечны, психологически содержательны, оправданы личностным отношением не только к тому, что снаружи, - домикам, стогам и проселкам, но и к тем, кто в этих домах живет.
Игорь Бучнев «Волга. Кораблик» (2013). Картон, масло.
Игорь Бучнев «Деревня Иван Иваныча» (2013). Холст, темпера.
Игорь Бучнев «Холодный апрель» (2013). Холст, темпера.
И все же общую атмосферу определяют иные работы - написанные темперой архетипический «Дом» (2013) и «Март сумасшедший» (2014), набросанная маслом «Покинутая деревня» (2013). Я склонен видеть в них попытку отказаться от повествования, разрушить элегию и открыть какой-то жесткий, вызывающе fauve - дикий и нарочито искусственный каркас бытия. Автор перекрывает холсты внезапным, как удар молнии, клубком состояний и эмоций, подчиняет натурный мотив вобщем-то не имеющей к нему непосредственного отношения экспрессии замысла.
Игорь Бучнев «Игра» (2013). Оргалит, масло.
Игорь Бучнев «Дом» (2013). Оргалит, темпера.
Некоей навязчивой тяге к разрушению, кажется, подчинена и экспозиция, перегруженная настолько, что сами по себе гармоничные и глубокие интонации отдельных полотен сливаются в беспокойный и поверхностный фоновый шум. Дисгармония фактуры, формы и красок определенно лежит в основе немногих попавших на выставку предметных композиций.
Это напоминает распространенные ныне случаи, когда, уничтожая такое уникальное явление художественной и духовной культуры, как национальный пейзаж, посреди покорно приладившихся к ландшафту, сгорбленных, как одинокие старухи, русских деревень вырастают кирпичные коттеджи. Когда вековые избы покрываются ядовито-синей краской или, хуже того, сайдингом. Мы не знаем, что будет с деревней, со страной, со всеми нами, ощущая лишь вторжение вульгарной и равнодушной разрушительной силы. И в этом смысле визионерские опыты Игоря Бучнева - вроде бы закономерная и оправданная реакция.
Как уже дал понять, я воспитан на иных традициях, и мне сложно судить о живописи подобного рода. И все-таки рискну высказать мнение, что данными работами художник, скорее, закрывается от того, что, как он подозревает, происходит за окнами его мастерской. В его спонтанных импровизациях ощущается заданность и надежда, что за новой формой автоматически последует новое содержание. И, на мой взгляд, это значит, что, как было сказано, он уже чувствует неизбежность творческих вопросов, на которые ему еще предстоит отвечать.
М. Е.