Предпочитаем поклоняться камням…

Dec 30, 2012 01:53



Перед празднованием 70-летия освобождения Калинина в городе появились очередные образцы помпезного мемориального строительства в имперском стиле: Пантеон в сквере Победы с набившими оскомину греческими колоннами, мемориальный комплекс на Комсомольской площади, мемориал в честь звания Города Воинской Славы напротив здания Законодательного собрания.





Мемориал на Комсомольской площади, посвященный подвигу танкового экипажа Степана Горобца,  защищавшего город, сооружен явно не на месте - на пересечении оживленных городских магистралей, в нескольких метрах от остановки. Лица героев-танкистов, вопреки утверждениям автора памятника Евгения Антонова, лишены всяких индивидуальных характеристик и сделаны по канонам устаревшей эстетики советских времен. Все эти приметы монументальной скульптуры прошлого - суровые и скуластые герои - набили оскомину и знакомы до боли.






Вот уже 2010-е на дворе, - а ничего не меняется, по-прежнему наши чиновники считают, что почтить память павших за свободу Родины можно, лишь соорудив очередной мемориал. Бесспорно, работа по патриотическому воспитанию подрастающих поколений вестись должна, но почему-то, в согласии с советскими традициями, основной ее составляющей по-прежнему остается монументальное творчество. Разгадка, очевидно, в том, что кому-то выгодно сохранять это статус-кво: ведь сооружение памятника - самый выигрышный повод  для очередного роспила бюджетных средств,  кормушка для чиновников. Уехавший в Москву тверской скульптор Александр Карпенко в  начале 2000-х рассказывал, что Сергей Бископ, в то время председатель областного комитета по делам культуры, получал 10%-ный откат с каждого заказа областных властей художникам или скульпторам.  Не верится, что с тех времен что-то кардинально изменилось.

В нашей стране есть более продвинутые в отношении памятников города. Например, в Белгороде на одной из улиц  сооружен современный памятник Учителю, представляющий собой полную обаяния и доброго юмора скульптурную группу: молодая, романтически настроенная учительница, а рядом - сидящий за столом мечтательный школьник (композиция называется "Учительница первая моя", автор - Т. Костенко). Эта тематика близка любому человеку, памятник приближен к зрителю, не подавляет своими размерами и монументальностью,  дышит своеобразной теплотой. Почему бы и в нашем городе вместо возведения дорогостоящих мемориалов не соорудить  современные памятники, например,  в Городском саду, который никак не благоустраивается уже несколько десятилетий?



Еще один пример ироничной современной скульптуры - памятник челнокам в Бедгороде.



Примером городской скульптуры в Твери, органично вписывающейся в садово-парковый и архитектурный ландшафт, может служить памятник Михаилу Кругу: этого персонажа, сидящего в сквере на улице Радищева, каждый может потрогать и приобнять за плечо, как давнего закадычного друга (если не касаться спорной значимости эстрадного кумира многих для истории города).




Люди устали от военной тематики, хочется, чтобы какие-то другие, жизнеутверждающие символы окружали их на фоне городской среды. Вся эта безудержно множащаяся воинская символика грозит внести дисбаланс в архитектурный облик города, основная доминанта которого - сохранившаяся историческая застройка XIX века.  Да мало ли у нас актуальных проблем, на решение которых можно было направить немалые бюджетные средства, вместо того, чтобы тратить их на дорогостоящие мемориалы военной тематики (сохранить бы в порядке уже существующие). Нужно больше думать о живых людях, а мы предпочитаем поклоняться камням.
Скорее, неудачный пример современной скульптуры у кинотеатра "Звезда". Что означает сей персонаж? Напоминает фигурку Оскара. 


А вот удачный пример: памятник стойкому оловянному солдатику из льда, сооруженный зимой на бульваре Радищева скульптором Андреем Комлевым. Автор снимка - Екатерина Кокорева. 



тверские памятники, штампы, распил

Previous post Next post
Up