144. Родство тональностей. Недостатки общепринятой системы РТ

Jul 11, 2016 19:35

.
Как всегда пытаюсь максимально облегчить себе жизнь при помощи таблиц. Нижеприведённые таблицы отражают общепринятую систему родства тональностей, хотя для названий звуков использована 12-слоговая система.

По общепринятой системе родства тональностей мажорные и минорные ладотональности могут находиться в трёх различных степенях родства:

1) К тональностям 1-ой степени родства относятся те, тонические трезвучия которых входят в исходную;

2) К тональностям 2-ой степени родства относятся те, в которых имеется хотя бы одно общее с исходной тональностью трезвучие, но не тоническое;

3) Тональности 3-ей степени родства не имеют общих трезвучий с исходной тональностью.







Та же таблица, но с исходными тональностями отсортированными по квинтам:



Для желающих напечатать себе большие и красивые таблички, тифки на Яндекс.Диске:

RT.tif - первый вариант.
RT_Quint.tif - второй вариант, с сортировкой по квинтам.

Интересно что, например, Мясоедов относит отношение между До мажорной и До минорной тональностями ко 2-ой степени родства, а Тюлин считает что эти тональности связаны друг с другом ладовой модуляцией и вовсе не включает их в систему родства тональностей! В вышеприведённых таблицах они отнесены ко 2-ой степени родства и заключены в рамочку.

Отношение родства тональностей, очевидно, является коммутативным. То есть если тональность X является тональностью N-ой степени родства по отношению к тональности Y, то и тональность Y является тональностью N-ой степени родства по отношению к тональности X.

Я считаю общепринятую систему родства тональностей довольно удобной, хотя и не лишённой недостатков. Недостатки этой системы, по моему мнению:

1) Три градации степеней родства - довольно грубое деление. Например, тональности Ля-минор и Фа-минор находятся по отношению к тональности До-мажор в первой степени родства, хотя и имеют разницу в 4 ключевых знака.

2) Гармонические варианты мажора и минора рассматриваются совместно с натуральными, хотя, строго говоря, наборы ладотональностей родственных натуральному и гармоническому вариантам лада должны различаться.

3) Но и при совместном рассмотрении натуральных и гармонических ладов общепринятая система не всегда последовательна. Например, До-мажор и Фи-минор относятся к 3-ей степени родства, несмотря на то, что До-гармонический мажор и Фи-гармонический минор имеют общее трезвучие Ре dim (на II и VII ступени соответственно).

4) Мелодические мажоры и миноры вовсе не принимаются во внимание.

5) В качестве общих аккордов не рассматриваются аккорды энгармонически совпадающие с аккордами терцовой структуры, но сами не являющиеся аккордами терцовой структуры в данной конкретной тональности (например, для До-гармонического мажора: До aug, Ми M, Ми aug, Фа dim, По dim).

Было бы интересно придумать систему родства тональностей, лишённую этих недостатков. Понятно, что она уже не сможет быть такой простой.

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

music_theory, 12tet

Previous post Next post
Up