В продолжение
вчерашнего театрального поста о Питоевых. Маргарита Ивановна Питоева была крёстной моего мужа и его сестры.
А его крёстный - всеми обожаемый Алёша,
Алексей Дмитриевич Никольский, единственный в нашем окружении из студийцев театра ЛГУ раннего периода, кто остался в живых. Он живёт в столице,
преподаёт французский язык - замечательный человек, удивительный рассказчик, знаток старой Москвы.
В Передвижном театре
Гайдебурова и Скарской (сестры
Веры Комиссаржевской) Маргарита Ивановна выступала под фамилией Бережнова.
Вот афиша спектакля «Бетховен»: на пятом месте сверху -
Анисья Маскитина, мужнина бабушка, на 8-м -
Сергей Ильич Суморин, его дедушка.
А на 10-м месте - как раз Маргарита Ивановна Бережнова, крёстная.
(Можно увеличить - скан картинки из книги
«Павел Павлович Гайдебуров. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Режиссерские экспликации. Выступления»)
Следом за Бережновой в афише -
Надежда Фёдоровна Скарская, а ниже можно увидеть, что некую Терезу Брунсвик, а также императрицу играет
Евгения Владимировна Карпова.
У рояля - Эмма Фейертаг, по рассказам мужа - очень колоритная дама, учившая его в детстве, как теперь принято выражаться, «пианистическому мастерству». :)
Брат Эммы -
Эдвин, один из основоположников Чувашского ТЮЗа, ученик А. Брянцева, играет в пьесе барона Циескаля. Кстати, мы с мужем много лет думали, что барона играет как раз сама Эмма Давыдовна - по мужниным рассказам она, при малом росте, была так сильна, что гнула кочерги и ручки утюгов. :)
Евгения Владимировна Карпова и Маргарита Ивановна Питоева прожили вместе почти полжизни: вместе они ставили спектакли в студенческом театре ЛГУ, вместе коротали вечера в питерской квартире Евгении Владимировны на улице Талалихина - на третьем этаже, как раз в доме за Князь-Владимирским собором (в том соборе как раз мужа с его сестрой и крестили).
Окна квартиры выходили прямо на соборный алтарь - муж так всегда о неразлучных подругах и вспоминает: они жили за алтарём.
Их жизнь
наполнял театр, студийные заботы. К ним всегда приходили люди, в доме кипела жизнь, была настоящая творческая обстановка. В дни их рождения двери для гостей были открыты с утра до вечера: постоянно кто-то приходил, пили чай, смеялись, разговаривали.
Евгения Владимировна носила синее платье в горошек и синий пиджак с университетским значком - и малыши прозвали её Женя-Синяя. А её невестку, Евгению Бернардовну Томсинскую, одну из первых студийцев ЛГУ, носившую красный сарафан - Женя-Красная.
В старости Карпову и Питоеву звали жить в Дом Ветеранов сцены, но Маргарита Ивановна не хотела. Она была лет на десять старше своей подруги, раньше и умерла.
И только после её смерти Евгения Владимировна, потерявшая за жизнь мужа, внука и сына, переселилась в питерский ДВС им.М.Г.Савиной, где жила до самой смерти. Она даже просила подхоронить её в могилу Маргариты Ивановны, да невестка Женя-Красная, единственная на тот момент представительница семьи, видимо сочла это неправильным. Да всё равно теперь они все рядышком, на Серафимовском кладбище.
Те кто помнит - бывают там в начале июня: 3-го июня - день рождения Евгении Владимировны.
Я один раз была в той квартире, за алтарём, уже после смерти Евгении Владимировны - тогда там одиноко жила только Женя-Красная, её мы и навещали.
В старых комнатах было тихо - и висело густое, вязкое, почти осязаемое время...