Чёрный квадрат памяти

Mar 23, 2015 13:42

Я вот иногда подписываю петиции. Не все, ясен пень - их дофига так, не наподписываешься. И многие вообще не по делу: «Вася Петю обидел, уволить Васю и спасти историческую Живодёрню № 13!» Тем более что одну телегу подпишешь - полгода на почтовых ящиках затухающие колебания: и это подпиши, и то, и то, и то. И тут немножечко, полмиьёна голосов не хватает до победы разума над сарсапариллой
На прошлых неделях отдала я свой голос за племя масаев, чтоб их не сгоняли с земель к чёртовой матери. И пошло-поехало на всех е-мейлах - только удаляй!
Но голос человеческий тем и ценен, что имеет вес в единицу времени. И чем реже и обдуманей чел его применяет - тем голос весомей.
То же и прошениями: чем больше петиций - тем меньше от них проку: завалите чиновника петициями - все в корзинку полетят, без вопросов.
Нынче весело :) на одной почте - «остановите убийство белых медведей», на другой - «спасите дом Казимира Малевича», на третьем - «самогонные аппараты по выгодной цене». Вот о Малевиче-то - поподробней.
И о домах.
Это удивительное чувство, когда касаешься вещей, путешествовавших во времени. У меня возле кровати, на полочке, посмертная маска Пушкина: вторая гипсовая отливка с настоящего слепка, сделанного с подлинника самой Лилией Михайловной Швецкой.
То есть - третье касание настоящего лица.
То есть, Пушкин был не виртуален.
В руки берёшь, вроде как пыль стереть - и сразу идёт сквозь тебя волна особого, невербального.
Или вот у нас тут неподалёку косой проход между домами. Мы с мужем любим по нему ходить, какая-то у него дивная аура. Милую цветочную полянку, мимо которой он вёл и которую мы в шутку называли «дача», с недавних пор сделали огороженной автостоянкой - а всё равно: аура. И вдруг узнаю, что прежде, до точечных новостроек ещё, теперь уже сделавшихся домами прошлого века - то есть, когда стояли тут повсеместно деревянные дома (а я застала это время совсем маленькой девочкой) - это был Косой переулок. Переулка самого теперь на карте нет, но он есть, он реален, он никуда не делся.




И с недавних пор, когда его имя названо - я хожу по нему с особым ощущением связи времён, точно почва под ногами стала прочнее.
Такая это штука - живая история.
И вот собирают подписи под домом Малевича.
Кому-то он, видимо, так же важен. А может быть - просто привычка такая: раз жил тут какой знаменитый чел - всё законсервировать и водить вокруг хороводы.
У меня к штаб-квартирам художественных знаменитостей своё отношение. Лично я считаю, что всё то, что они хотели нам оставить - они и оставили в своих трудах: скульптурах, рукописях, книгах, картинах и проч. Это как разговор, в нём участвуют двое: автор и его слушатель. Слушай, чел, то, что тебе сказали.
То, что хотели сказать.
Не суй нос в замочную скважину.
Но человечество любит собирать инфу по околицам и помойкам: читать письма, листать альбомы, исследовать черновики, беседовать с тёщей покойного. И делать из всего этого причудливые выводы.
Разумеется, не запретишь: кому что в руки попало - то искусствоед и треплет. Кто, выдвигаясь вверх по рассыпанным важным покойником крошкам, на этом всём диссеры кропает, кто книги ваяет. Кто - особенно сейчас, в эру мгновенной коммуникации - пускает мерзкие сплетни о знаменитостях. Фейками вся сеть забита: Симонов как бы украл у Гумилёва дрянной стишок, сочинённый теперешним графоманом - позор! Тютчев в горячечном бреду как бы изрёк «роняет листья жёлтый бал» - респект и уважуха. А Пушкин вообще имел странную привычку высказываться о любви дешёвыми афоризмами, в духе озабоченных блоггерш.
Как говорится: бог судья, всех за руку не схватишь.
Но остались от великих ещё и дома. Квартиры, шалаши, парадняки, сараи.
Некоторым сходу повезло стать музеями, к некоторым проложена «народная тропа».
Некоторые вот пытаются уберечь петициями...
Планета не такая большая - но сколько ж, боже ж ты мой, по миру набирается с каждым годом этих культурно-связанных мест! Люди в течение жизни вообще имеют склонность бегать с места на место, и знаменитости не исключение: там пожил, здесь дачу поснимал, там переночевал, тут выпил с приятелем, сюда 2 раза приходили от него письма...
Человечество не может сохранить все материальные приметы исторического процесса. В противном случае жизнь встанет на месте - и мы начнём тискать щелями мимо забитых кладовок и могильных оград.
Нарочно вандальничать не надо, не вопрос! - история сама ведёт отбор, что-то пряча до времени, что-то оставляя, а что-то и уничтожая. Он жесток иногда, отбор этот - как недавний разгром тысячелетних памятников древней Ниневии шайкой оголтелого быдла. Быдло сдохнет через несколько десятков лет, не оставив следа - а некоторые и сразу.
А вот памятников древнейших, прекрасных, не вернёшь никогда...
Короче, так или иначе происходит отсев.
Но всё-таки - эти изрубленные киркой памятники остались в сознании человечества. Не зря сказано мудрым: рукописи не горят. Всё бывшее отпечатывается на свитках времени, всё остаётся в информационном поле. Мы впрыгнули в эру цифровой информации, сейчас можно сохранить как никогда много, не забивая общую коммуналку пылящимся хламом. Это тоже работа - оцифровка. Не ленитесь, ребята! Фотографируйте, сканируйте.
Так что петицию за дом Малевича я не подпишу. И сам Малевич, и его дом, всё рисованное и ненарисованное, всё сказанное и несказанное - всё это уже внутри чёрного квадрата памяти. Там его дом.
Надо просто учиться считывать...

.

ссыльное, записки мизантропа, Лесное, history, Пушкин, записки идиота и гражданина

Previous post Next post
Up
[]