Jun 01, 2008 11:01
Я прощёлкал 20-летний юбилей чернознамённых демонстраций в Москве. tupikin об этом написал, vivalafora многое добавил. Я начал было писать коммент, но понял, что получится длинновато для коммента. Так вот.
В "Новой газете" за 9, по-моему, мая сего года (она у меня отложена, но не под рукой) есть мемуарное интервью Сусанны Соломоновны Печуро, бывшей зэчки, ныне активистки "Мемориала". Она сидела на рубеже 40-50-х за участие в реальном (подростковом) антисталинском подполье. С ней сидела старая анархистка (как там сказано) Надежда Марковна Улановская, которая сильно ей морально помогла и стала одной из ближайших её подруг на всю последующую жизнь. Впоследствии Улановская уехала в Израиль. Про Надежду Марковну я давно слышал и сам, только не знал, что она из анархистов. В московской полудиссидентской компании 70-х, собиравшейся вокруг писателя Юрия Александровича Айхенвальда (ныне покойного), где бывал мой папа, Надежду Марковну знали и рассматривали как женщину очень идеалистичную и морально непреклонную, склонную к суровым оценкам.
Далей. Папа рассказывает мне со слов покойного ныне своего отца, моего деда (соответственно, богдановского сына), что когда дед общался с фантастом Иваном Ефремовым, у Ефремова бывал в гостях (на рубеже 50-60-х) некий анархист. Вроде бы (тут уже за полную точность поручиться нельзя) звали этого анархиста Константин Константинович, по профессии он был лётчиком, имел за плечами сталинский лагерь, приносил Ефремову какие-то самиздатовские анархистские трактаты, - кажется, свои собственные. Папа мой так понял дедовский рассказ, что, возможно, вокруг этого Константина Константиновича существовал круг единомышленников.
Далей. Бабушка моей подруги, Нина Петровна Унанянц (ныне покойная) школьницей участвовала в подпольном анархистском кружке в Ташкенте в середине 20-х (изучали труды Кропоткина). На памяти своей внучки (помнящей бабушку до своих 17 лет) она работала учительницей литературы; её ученик - известный ныне филолог Сергей Бочаров, посвятивший ей одну из соих книг. В 60-70-е Нина Петровна поддерживала отношения с сотоварищами по тому давнему кружку, в частности с Татьяной Георгиевной Ржепецкой (та была экскурсоводом в Эрмитаже). По-прежнему читала Кропоткина (ветхие старые издания), держала дома всякий либерально-правозащитный самиздат (уже времени оного), но в разговорах с домашними была осторожна. Читала и подсовывала внучке Сэллинджера (вот она - нить о традиционного анархизма к контркультуре!). В рамках (и за рамками) школьной программы проявляла наиболее пристальный интерес ко Льву Толстому.
Юрий Криницкий, участник того ташкентского кружка, погиб, кажется, в штрафбате во время войны.
Далей. В анархистском кружке в 20-е годы участвовал будущий академик Абаев, умерший несколько лет назад в 100-летнем с лишним возрасте. Его научные исследования позднесоветского времени были посвящеы буддизму, а также нартскому эпосу кавказских народов. Комментируя издания нартского эпоса, Абаев постояно подчёркивал свободный безгосударственный характер описываемого эпосом общества. При этом Абаев обходился без марксистско-ленинских цитат и никакой марксистской терминологией насчёт общественных формаций не оперировал.
Так что жизнь-то не затухала...
wasia_nosov! С днём рождения! Я просто неделю не был около компа.