Привычка творить искусство (The Habit of Art)

Nov 24, 2013 12:10

На Кинопоиске, конечно, "шедевральный" синопсис, я даже поморгала в изумлении: [Spoiler (click to open)]"Сочиняя новую оперу «Смерть в Венеции», композитор Бенджамин Бриттен обращается за советом к своему старому другу и бывшему коллеге, поэту Уистену Хью Одену. Это их первая встреча за последние 25 лет, и на ее протяжении Бриттен и Оден обсуждают вопросы искусства, излагают свои взгляды на жизнь, поэзию и музыку. Однако они не единственные участники этой встречи - за происходящим наблюдают еще несколько людей, в числе которых их будущий биограф и юноша с автобусной остановки."



Прочитали? Забудьте! Все было совсем не так. Начнем с того, что зритель видит спектакль в спектакле, декорации вокруг декораций, актеров, замещающих актеров, которые должны играть второстепенные роли в новом спектакле по пьесе молодого драматурга, который с трудом выкроил окно между своей занятостью в жюри конкурса драматургов и предстоящей поездкой в Кардифф, чтобы принять участие в репетиции. Проблема в том, что режиссер, успевший сделать несколько правок в первоначальном сценарии, в этот день уехал по делам в Лидс и недоступен для пояснений и конусльтаций. Ну и "вишенками на торте" стали упомянутые уже исполнители, которые как раз в это время играют Чехова, и напряженный график одного из ведущих актеров, которому после шести нужно быть на записи рекламного ролика для торговой сети.

Вот в таких условиях и проходит репетиция пьесы, центральными действующими лицами которой являются поэт Уистен Оден (Ричард Гриффитс) и композитор Бенджамин Бриттен (Алекс Дженнингс). Показанной в спектакле-в-спектакле встречи после долгой разлуки на самом деле не было, она придумана автором пьесы, чтобы дать двум известным представителям британской культуры обсудить вечные вопросы творчества, любви и нелюбви, допустимого и запретного.

Казалось бы, чего проще - свести вместе двух великих людей и дать им высказаться на высокие темы. Но драматургу-в-спектакле Нилу (Эллиот Леви) и автору пьесы "Привычка творить искусство" Алану Беннету показалось, что это будет, скажем так, не совсем честно. И тут мы плавно переходим к теме, из-за которой я не стану советовать этот спектакль всем и каждому. "Привычка" - весьма эпатажная вещь во многих отношениях. Великие люди по-прежнему велики в своем творчестве и отношению к искусству, но в быту могут оказаться жалкими, крайне неприятными и даже отталкивающими (в том числе и из-за своеобразного отношения к личной гигиене). Они могут иметь отношения, осуждаемые обществом, и наклонности, о которых будут много и нелицеприятно писать и говорить после их смерти. Дело в том, что и Оден, и Бриттен были известны своими гомосексуальными связями, у Бриттена, кроме того, был интерес к мальчикам (не переходящий за рамки платонических влечений, но тем не менее). Оден отличался повышенной и порой даже болезненной пунктуальностью, которой ожидал и от других, при этом был очень неопрятен в быту. Все это либо показывается, либо обсуждается по ходу пьесы и пьесы-в-пьесе. Один из второстепенных героев - мальчик по вызову (Стивен Уайт), с которым Оден-Гриффит ведет более чем откровенные разговоры. Помимо роли "для смеха и забавы" у этого персонажа есть и своя философская роль: автор пьесы-в-пьесе называет его Калибаном (из "Бури" Шекспира) и дает ему монолог о "роли безымянного человека".

Практически весь спектакль - это определенная провокация, несмотря на то, что все подается во вполне реалистичной манере, без авангарда ради авангарда (я про основной спектакль, во "внутреннем" есть и говорящие зеркало и кресло, и получившие право голоса стихи и музыка). Обнаженки "в кадре" нет, но она подразумевается, и чаще всего просто подается открытым текстом, практически без эфвемизмов. Про это я отдельным постом напишу, хочу только сказать, что лично мне это все не мешало.

Из других персонажей этой истории следует отметить мистера Хэмфри Карпентера (вернее, его образ в пьесе-внутри-пьесы), который написал биографии как Одена так и Бриттена. В "Привычке" роль актера, играющего Карпентера, досталась Эдриану Скарборо: во внешней "оболочке" он играет человека, который чувствует свою "неталантливость", но изо всех сил пытается продемонстрировать коллегам, что они недооценивают и его самого, и его героя.

Отдельные слова благодарности - Френсис де ла Тур, сыгравшую Кей, взявшую на себя обязанности временно отсутствующих режиссера и исполнителей некоторых второстепенных ролей. Прекрасная актриса, чудесная женщина!

Исполнитель роли Уистена Одена Ричард Гриффитс скончался в марте этого года. Повторные показы спектакля "Привычка творить искусство" по линии NTL даются в память об актере.

Ричард Гриффитс, Эллиот Леви, Фрэнсис де ла Тур, Эдриан Скарборо, фильмы, Стивен Уайт, театр, Алекс Дженнингс

Previous post Next post
Up