"Эта гребаная семья"... (С)

Sep 13, 2011 20:47

Зона военных действий / The War Zone

Первый и единственный фильм Тима Рота, где он выступил не как актер, а как режиссер. История о людях, которых формально связывают некие отношения, которые принято считать семейными. Только это не семья. И отношения там... Можно было бы сказать, что фильм об инцесте, но мне показалось, что это фильм о подростке, у которого на глазах рушится то, что и без того было скреплено не слишком прочно.

Местами картинка довольно натуралистичная, но пошлой или вульгарной от этого она не становится. Режиссер не дает оценку происходящему в кадре - зритель и сам неплохо справится. И он не ставит целью раскрыть мотивы, толкнувшие отца на край этой пропасти - в общем-то, и не очень важно, почему отец семейства делает то, что делает. От того, что мы узнаем причины, белее и пушистее он не станет.

Замечательная работа оператора - несмотря на непрекращающиеся дожди, пейзажи завораживают. Рэй Уинстоун, играющий роль человека, который либо настолько преуспел в своей двуличности, либо искренне верит, что безгрешен. Прекрасная Тильда Суинтон, не боящаяся быть некрасивой в кадре. И молодые актеры выглядят весьма убедительно.

Смотрела с субтитрами (русскими), с дубляжом не нашла - да и не нужен тут дубляж. Актеры говорят невнятно, часто почти не размыкая губ, и это придает дополнительный штрих к общей картине.

Фильм тяжелый. Но посмотреть стоит. ИМХО




Мне в руки попал диск с обилием допматериалов (интервью, немного документального о съемках, трейлер), чему я безумно рада.

Бонусом - цитата из интервью с Тимом Ротом, касающиеся этого фильма и кусок одной статьи:

- Самая яркая особенность фильма «Зона военных действий» - сдержанность. Во многих отношениях он аскетичен.

Тим Рот. - Надеюсь. Следуя стандарту, надо было бы максимально приблизить камеру к персонажам, абсолютно все показать зрителю. Именно это сегодня ассоциируется с реализмом - ручная камера, зернистая пленка, съемки крупным планом. Мне хотелось добиться от актеров предельно естественной игры, а потом снимать их в самых красивых ракурсах. Я верю, что когда смотрят мой фильм, забывают, что на экране актеры. Мне хотелось, чтобы каждый мог считать Фредди Канлиффа своим 15-летним сыном. Мне показалось любопытным снять классический - в стиле Дэвида Лина - пейзаж, по которому бредет мрачный паренек, ссутулясь и безвольно опустив голову. В сегодняшнем кино мне не хватает покоя, тишины. «Смерть в Венеции» - образец использования камеры и тишины: просто люди, остающиеся людьми. Ведь это страшно интересно: просто наблюдать за физическими и вербальными взаимоотношениями людей, хотя кинематографисты теперь все менее и менее охотно это признают.

Я использовал очень широкий формат (1:235), поэтому актеры могли передвигаться в кадре по своему усмотрению, я же спокойно наблюдал за их взаимодействием. Так что в некотором смысле все происходило как бы само по себе. Мне хотелось создать у зрителя ощущение, будто сидишь за столом с семьей, а потом вдруг понимаешь, что сидишь с самим чертом. Даже дом, такой приземистый и одинокий, становится полноправным действующим лицом.

источник неизвестен

ЛАЙВ: У вас более 50 фильмов в послужном списке. Какие три фильма обязательно должен увидеть поклонник Тима Рота?

РОТ: Я бы сказал, что мою раннюю работу «Сделано в Британии», где я сыграл скинхеда. Его режиссировал Алан Кларк, который сейчас сошел с дистанции, но он был одним из лучших в Британии. Следующей за этой лентой я бы назвал работу «Тем временем» с Майком Ли. Это очень особенный тип персонажа. Далее я должен перескочить сразу к «Винсенту и Тео», поскольку считаю своим счастливым временем работу с Робертом Альтманом. Такие вот три фильма я рекомендую посмотреть, надеюсь вам понравится. Я люблю их. Еще один фильм, который я снял, «Зона военных действий», более достоверный показатель того, что мне нравится в актерстве, в кино и в композиции. Он рассказывает целую историю одним точным действием, потому что когда я снимал этот фильм он полностью был моим и ничьим более.
Livemagazines

Актеры загримированы, камеры настроены, осветители, электрики, ассистенты уже несколько часов слоняются по съемочной площадке. Рот сидит в режиссерском кресле, пьет пиво и ждет. Ждет, когда небо окончательно затянет тучами. Каждая деталь кадра должна вызывать у зрителя депрессию. Поэтому и на небе не должно быть просветов.

Его не волнует съемочный график: он готов на неделю простоя, но не даст солнечным лучам испортить «Зону военных действий» - свой режиссерский дебют.

Представителям компании Channel Four, финансирующей проект, даже в голову не приходит скандалить с Ротом из-за задержки. Еще свежо воспоминание, как начало павильонных съемок было задержано на месяц благодаря обоям. Рот подбирал обои для дома, где живут его герои, с маниакальной медлительностью. Только когда нашел коричнево-бело-зеленые рулоны и при взгляде на них ему захотелось повеситься, Рот успокоился.

Весной 1998 года в лондонских газетах появилось объявление: «I love you Pumpkin. I love you Honey Bunny. - Легендарный Pumpkin собирается снимать кино и приглашает на пробы мальчиков 13-16-ти и девочек 16-18 лет». Подростки, отправившиеся на прослушивание к Тиму Роту, не подозревали, на что идут. Спустя год на сайте Internet Movie Database в разделе «Ключевые слова к сюжету фильма «Зона военных действий» появятся следующие пароли: инцест, брат-сестра, отец-дочь, беременность, изнасилование, провинция, секс, содомия, подростки, независимое кино. Спустя год, во время предварительных показов фильма, один из зрителей закричит: «Я не могу этого вынести» - и пойдет искать рычаг пожарной сигнализации, чтобы прекратить безобразие. Продюсеры картины даже и не пытались получить благожелательную оценку цензоров, допускающую фильм к широкому прокату в Америке. «Зону военных действий» увидят немногие, - говорил Тим Рот. - Пять человек, сидя в последнем ряду, будут говорить: «Как же это круто». Также его посмотрит целая свора кинокритиков, которые в этот же день увидят еще двадцать фильмов, и глаза у них будут перекошены, и единственное, чего им будет хотеться, - это выпить и скорее заснуть. Все остальные зрители пойдут в счет премиальных очков».

Автор романа «Зона военных действий» Александр Стюарт несколько месяцев выбирал, кому из маститых режиссеров доверить экранизацию бестселлера. Недостатка в предложениях не было. Пока писатель встречался с кандидатами, Тим Рот оставлял ему по шесть сообщений в день на его автоответчике. Через месяц режиссер-новичок составил для Стюарта внушительный список требуемых изменений в сценарии: лето заменить на зиму, отца-архитектора на отца-пролетария, и так до бесконечности. Главный аргумент - «мне так будет удобней». Стюарт только согласно кивал.

- Зачем нам снимать в широкоэкранном формате? - говорили продюсеры. - Это камерная история, а не супербоевик.

- В Восточной Европе в семидесятые даже скромные драмы снимали на широкую пленку. Когда в кадре почти нет движения, а рамка - узкая и длинная, получается очень красивый эффект. Мне тоже нужна старая восточноевропейская красота, - отвечал Рот, и продюсеры согласно кивали головой. Он совсем не похож на актера, дорвавшегося до режиссуры. В каждом его действии - спокойствие и уверенность.

[...]

С тех пор как Рот встал по ту сторону камеры, его словно подменили. Он не в кадре - и нет нужды изображать походку хулигана, раскидывать пальцы веером и пытаться придать своим мягким лондонским интонациям уличную вульгарность, чтобы никто не мог усомниться в его самоуверенности. Не нужно показывать чувства самому - можно выразить их через свет, движение камеры, работу других актеров и коричнево-бело-зеленые обои. Несмотря на то что ключевые слова к сюжету фильма - инцест, содомия, изнасилования и подростки, в его фильме будет красота, которой Рот как человек лишен. «Зона» - фильм той силы и своеобразия, когда есть смысл говорить об авторском кино, как в случае Тарковского или Бунюэля. 15 лет карьеры, которая восторгала столь многих зрителей, были для Рота годами нервного перенапряжения и самообмана. Кажется, Рот начинает новую жизнь, где восторги публики и его душевное равновесие придут наконец в унисон.
Алексей Васильев. Журнал "Афиша". 2000 г

Тильда Суинтон, Тим Рот, фильмы

Previous post Next post
Up