...

Dec 09, 2018 18:00

Две книги, с которыми не сложилось.

Philippa Gregory. The White Queen (4/10, прочитаны две трети, бросила)
Филиппа Грегори. Белая королева




Раскрашенные факты из википедии. Удручает формат, напоминающий личный дневник жены какой-нибудь современной большой шишки от политики или бизнеса. Наводит тоску столь модное в современной англоязычной литературе использование настоящего времени глаголов вместо прошедшего (а в английском форм прошедшего времени более чем достаточно, чтобы нарисовать более глубокую картину, чем получилась у Грегори). Ну, не фанат я historical present.

Вообще, этот текст больше напоминает не роман, а сценарий для фильма или сериала на историческую тему (сериал я, кстати, не смотрела и не планирую). Повествование от первого лица делает историю о закате Плантагенетов очень плоской и однобокой. Магические и мифологические вкрапления только ухудшили ситуацию - этого добра и в фэнтези хватает, и в произведения мистического жанра, а от этого романа я ждала художественной интерпретации исторических событий, без мистики. Верила королева в Мелузину и в свои способности? Хорошо, можно было сделать эту веру частью ее характера, описав ее с точки зрения автора (а заодно и других участников тех событий) - получились бы менее плоские персонажи. А так сплошное "пошла, сказала, возмутилась, подумала, прокручиваем на год вперед, поехала, сказала, подумала, рассердилась, прокручиваем..." (точнее "иду, говорю, возмущаюсь..., еду, думаю, сержусь"). Ни саспенса, ни психологии - только набор общеизвестных (или легко извлекаемых из интернета) фактов, слегка приправленных эмоциями Белой Королевы. :(

Софья Ролдугина. Ключ от всех дверей (0/10)




Из аннотации:[Spoiler (click to open)]"Каждому в Доме Камней и Снов, от мастера-кузнеца до знатной дамы, известно, что госпожа Лале из древнего рода Опал помешалась рассудком и годится лишь на то, чтобы веселить королеву и ее свиту. Немногие догадываются, что под маской взбалмошной дурочки прячется изворотливый ум и жестокость самой таинственной и страшной карты Расклада - Безумного Шута. И лишь единицы знают, что вычурная массивная подвеска, с которой не расстается Лале, не простой кусок драгоценного металла, не подарок от богатого поклонника, но ее благословение и проклятие - Ключ от всех дверей..."

Эх, грусть-тоска... Не получила я в этой книге ни того фэнтези, на которое рассчитывала, прочитав аннотацию, ни шута.

Когда в аннотации к книге фигурируют такие пассажи, как "под маской взбалмошной дурочки прячется изворотливый ум и жестокость самой таинственной и страшной карты Расклада - Безумного Шута" или "ее благословение и проклятие - Ключ от всех дверей", то ждешь если уж не совсем чего-то тёмно-фэнтезийного, то хотя бы что-нибудь достаточно мрачное и жесткое, чтобы мурашки по коже, и не знаешь, где свои, а где чужие. Увы, "Ключ от всех дверей" - это банальный ромфант, героиня которого по уши погрязла в собственном ангсте, как в трех соснах заплутав в сомнениях: "любит или не любит?", "люблю или не люблю?", "стоит оно того, или ну его нафиг?".

Сама Лале Опал оказалась шутом только по должности (и по номиналу доставшейся ей карты в раскладе). На самом же деле она, по ее же собственному признанию, "Весьма раздражительная, инфантильная, беспомощная особа, с деспотичным характером, вздорная, неразумная и капризная". Она то и дела закатывает истерики (самые настоящие, не "на зрителя"), от которых даже у читателя голова болеть начинает, а всё ее шутовское мастерство по большей части сводится к смене нелепых костюмов, акробатике и нескладным стишкам и песенкам. Ученик ее оказался славным малым, жалко его даже, но тут уж любовь зла, полюбишь и дуру (придворную).

Понравилась идея про магические карточные расклады, являющиеся частью мироустройства и определяющие иерархию влиятельных персон в каждом из государство того мира. К сожалению, эта тема не получила должного развития, большая часть пара и текста ушла на личную жизнь главной героини.

И уже из области моих личных "таракашек", которые, тем время от времени влияют на восприятие той или иной книги: я не люблю, когда повествование ведется от лица какого-нибудь бога (частный, но и более неприемлемый случай, когда этот бог - трикстер), а также если рассказчиком оказывается шут. На мой взгляд, в описании приключений и деяний таких персонажей должна быть определенная недосказанность, тайна, загадка - и минимум ангста! Иначе это не боги, трикстеры или шуты, а так, яркие маски на карнавале.

Филиппа Грегори, Софья Ролдугина, книги

Previous post Next post
Up