...

Sep 16, 2017 14:44

Питер Акройд. Процесс Элизабет Кри (7/10)



В прошлом году был снят фильм по этой книге (The Limehouse Golem.), в одно из ролей - Билл Найи. В наш прокат фильм выходит в октябре под названием - "Голем".

Это уже далеко не первая книга Акройда, которую я прочитала, поэтому я более-менее представляла, чего ждать по стилю, форме и в чем-то даже по содержанию. Акройд очень любит "приглашать" в свои произведения в качестве персонажей реальных исторических личностей - это позволяет более прочно привязать вымысел к реальным местам и событиям. В "Процессе Элизабет Кри" таких персонажей тоже очень много - актеры, писатели, даже Карл Маркс и его дочери. Две основные темы - анатомия преступления / преступного разума и судьбы неимущих слоев населения викторианского Лондона (действие происходит во второй половине 19-го века). Зачем это нужно было делать, я, если честно, не поняла - причины описываемых преступлений вовсе не в нищем детстве и бедном окружении убийцы, там изначально у человека с головой что-то не так. Поэтому все эти "лирические отступления" и зарисовки на тему тягот нищенской жизни теряют значительную долю своего смысла. Но детективная история получилась интересная - в духе доктора Джекилла и мистера Хайда.

Kazuo Ishiguro. The Buried Giant (Кадзуо Исигуро. Погребенный великан) (9/10)



Роман-притча от автора романов "Остаток дня" (смотрела экранизацию с Э. Хопкинсом) и "Не отпускай меня" (не читала и экранизацию с Э. Гарфилдом не смотрела - не прониклась синопсисом).

Исигуро родился в Японии, но рос, учился и прожил почти всю жизнь в Великобритании. "Погребенный великан" - история, которая могла бы произойти во времена короля Артура, если бы такой король на самом деле существовал, и если бы земли Англии населяли не только бритты и саксы, но и всякая нечисть, а также драконы.

Главная тема романа - Память. Именно так, с большой буквы. Под влиянием загадочного тумана люди постепенно забывают не только то, что было пару лет назад и раньше, но и то, что происходило с ними буквально вчера. Главные герои, пожилые муж и жена, отправляются навестить своего сына. По пути они пытаются вспомнить свою прежнюю жизнь (на это у них есть особые, тоже довольно мистические причины). А еще встречают людей, у каждого из которых есть веская причина либо избавить эти земли от злосчастного тумана (и от беспамятства), либо наоборот сохранить его - ибо, вспомнив давние события, люди обязательно вспомнят и прошлые обиды и желание мстить своим соседям, с которыми сейчас они живут в относительном мире и согласии. Сложный выбор - для всех.

J. M. Coetzee. The Childhood of Jesus (Дж. М. Кутзее. Детство Иисуса) (7/10)



Книга, которую можно использовать как тест "Готовы ли вы стать родителем": главный герой, конечно, необычный ребенок, но лично я бы от его вопросов и рассуждений очень скоро полезла на стену.

А если серьезно...

Из аннотации к русскоязычному изданию: "Полная символов, зашифрованных смыслов, аллегорическая сказка о детстве, безусловно, заинтригует читателей".

Роман-аллегория, который оказался слишком аллегоричным. Волей автора герои оторваны от своего прошлого (стар и млад - они не помнят даже своих имен и кто были их родители). На этом стерильном фоне многое из происходящего становится более четким, но ясности от этого больше не становится. Узнаваемые типажи, которые порой поступают совершенно необъяснимым образом, из-за чего картина в целом приобретает все более гротескный и абстрактный характер, и только отдельные ее детали и эпизоды еще сохраняют какой-то смысл. Желания читать продолжение (на русский пока не переводилось) не возникло, но, возможно, попробую другие книги этого автора.

Я редко читаю рецензии профессиональных критиков, разве что в тех случаях, когда не могу самостоятельно понять, что же не так с прочитанной книгой или отсмотренным фильмом. В статье на англоязычной вики наткнулась на цитату одного американского критика, чьи впечатления от книги совпали с моими.

Upon its U.S. publication, David Ulin, the Los Angeles Times book critic, said it "ultimately falls prey to the emptiness it describes. Partly, this has to do with its meandering quality; in a land without history, even those who seek not to forget must lose sight of the past. But even more, the issue is the distance in Coetzee's writing, the feeling that his characters are less living flesh-and-blood than signifiers of some idea. When his novels are working (as in Life and Times of Michael K. or the magnificent Waiting for the Barbarians), Coetzee's ideas are big enough to seize us, to give us a new set of lenses on the world. With The Childhood of Jesus, however, the allegory never extends beyond itself, beyond the image of a small group of wanderers, adrift in an uncharted universe, "looking for somewhere to stay".

книги, фильмы

Previous post Next post
Up