Несколько дней думала, с какого конца подойти к своим впечатлениям от этого спектакля. Так ничего путного и не надумала, так что извините, если сумбурно.
Ибсен написал эту пьесу в конце 19-го века о своих современниках (и для них, разумеется). Историки театра пишут, что современники поначалу ее не поняли и не приняли. Дальше ситуация заметно изменилась - спектакли по этой пьесе стали появляться на сценах различных театров по всему миру. Лондонский Национальный театр и режиссер Иво ван Хове решили показать свою версию этой более чем столетней истории, перенеся ее действие в наши дни. Перенос получился весьма органичным и, на мой взгляд, результат вышел более острым и болезненным. Наверно, потому, что смотришь и понимаешь: более века прошло, а люди всё те же, трагедии повторяются, меняются только декорации, костюмы и некоторые манеры.
Иво ван Хове позволил актерам "не держать всё в себе" (со слов исполнительницы заглавной роли Рут Уилсон). Зрителю не приходится гадать, о чем думает тот или иной герой - ему это всё показывают. Гедду Габлер бесит дом, в который они въехали, бесят расставленные по комнате цветы - и она с яростью разбрасывает их по сцене и приколачивает степлером к стенам. Судья Бракк (Рэйф Сполл) имеет похотливые виды на жену своего друга - и общаясь с ней тет-а-тет, он лапает ее самым непристойным образом (занятный ход - время от времени его телодвижения и позы делают его похожим не на соблазнителя, а на "мальчика по вызову"). Темнокожий Эйлерт Левборг (Чаквуди Ивуджи) и белокожая Гедда в одной из первых совместных сцен намеренно или случайно заставляют вспомнить шекспировского "Отелло": "Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним". Без пяти минут профессор и муж главной героини Йорган Тесман (Кайл Соллер) ведет себя как тетерев на току - кроме своей науки он мало о чем может говорить (и мало в чем разбирается), красавица-жена ему вроде бы нужна, но он плохо представляет для чего. Зато как он оживает, когда речь заходит о делах академических! Что касается фру Teи Эльвстед (Шинейд Мэттьюс), то у нее, в отличие от Гедды, врожденный "талант к жизни" - в базовом его проявлении, способности к выживанию. Вроде бы такая вся слабая-слабая, но вцепится (когтями, зубами, словами) - не отлепишь и не избавишься.
Над этой Геддой Габлер не нужно ломать голову, в попытках понять, что ею движет. Да ничто ею не движет. Она застыла, как муха в янтаре - намертво, хоть и красиво. Своей воли к жизни у нее нет (желания, похоже, тоже). И она с трудом представляет, чего хочет от других. Кроме одного - "Сделайте мне красиво!". К несчастью, единственный инструмент для создания красоты, в ее понимании, - это пистолет. Бам! И весьма красноречивая пауза в самом финале спектакля.
Занятная вещь: единственный момент, который вызывает у зрителя сомнения - это была ли Гедда на самом деле беременна. Всё остальное видится предельно ясным.