Тьма кромешная

Jun 20, 2016 11:06

Элайза Грэнвилл. Гретель и тьма (7/10)




Мрачная-мрачная сказка про эскапизм, которая совсем не подходит для эскапистов.

Аннотация:[Spoiler (click to open)]Таинственный, завораживающий, почти колдовской роман двойного плетения, сказка, до ужаса похожая на действительность, наваждение понарошку и взаправду - вот что ожидает вас под этой обложкой. Вена, 1899 год. У знаменитого психоаналитика Йозефа Бройера - едва ли не самая странная пациентка за всю его практику. Девушку нашли возле дома помешанных, бритую наголо, нагую, безымянную, без чувств. Не девушка, а сломанный цветок. Йозеф назвал ее Лили - незнакомка напомнила ему любимый цветок. С этого дня Лили нашла убежище в доме доктора. Она уверяла, что у нее нет имени, что она ничего не чувствует, что она ничего не помнит и вообще, она, может, и не человек вовсе. Доктор Бройер не просто заинтригован - он зачарован. Германия, много лет спустя. У маленькой Кристы очень занятой папа: он работает в лазарете со «зверолюдьми», и Кристе приходится играть одной или слушать сказки няни - сказки странные, темные, страшные. И когда все вокруг постепенно делается столь же жутким, как ее любимые истории, и уж ни сморгнуть, ни проснуться, ни сбросить чары, - Криста учится повелевать этой кошмарной сказкой наяву. «Гретель и тьма» - удивительный роман о том, что порой мир причудливей самой изощренной сказки, но если в сказке зло всегда можно победить, то в реальной жизни все гораздо сложнее. Элайза Грэнвилл - увлеченный исследователь сказки, сказочного символизма и влияния немецкого романтизма и германской мифологии на историю Третьего Рейха.

Дальше будут некоторые спойлеры, читайте на свой страх и риск.

Если прочитать аннотацию к этой книге, можно, в принципе, предположить, что рано или поздно речь зайдет о нацистском концлагере времен Второй мировой войны. Сначала создается впечатление, что автор решила задействовать мистическую составляющую (в смысле, "реально мистическую", уже опробованную другими писателями, бравшимися за эту тему). И только к концу книги становится очевидно, что всё мистическое в этой истории рождено фантазией главной героини, как попытка сбежать от ужасной реальности. Усложняет ситуацию то, что у нее наблюдаются определенные проблемы с психикой, которые начались задолго до того, как девочка попала в Равенсбрюк (сначала как малолетняя дочь одного из работавших там гражданских врачей, затем как одна из заключенных), которые подпитывались ее прежней нянькой, имевшей явно нездоровую склонность к излишне жестоким версиям известных народных сказок.

Что мне особенно напрягло, так это то, что в придуманной ею "эскапистской" истории, которую она потом будет неоднократно пересказывать, больше всего зла достается человеку, который в реальной жизни ей особенно близок. Наверно, у психиатров есть этому какое-нибудь объяснение, но менее извращенным она от этого не становится (имхо).

книги

Previous post Next post
Up