Высотка. Заход №2 (плюсы и минусы)

Apr 17, 2016 20:05

Прежде чем продолжить делиться впечатлениями и мыслями по поводу этого фильма, хочу сказать, что не читала (и не смотрела) ни одного интервью с режиссером и актерами, как и и ни одной рецензии - только роман.

Решение отложить до второго просмотра перечисление того, что не понравилось, оказалось верным, кое-какие минусы я вычеркнула из списка. Плюсами от этого они, конечно, не стали, просто перешли из категории "багов" в "фичи". Но сначала хочу перечислить еще несколько моментов и эпизодов, которые, на мой взгляд, относятся к плюсам, но я забыла их упомянуть.

- Очень ёмкий эпизод с плачем актрисы Джейн Шеридан по ее утонувшей (утопленной) в бассейне собаки: тело пса лежит на краю бассейна, а его хозяйка рыдает в кабинке для переодевания, перед зеркалом, будто на камеру. Кстати, я только при втором просмотре поняла, что когда Хелен Уайлдер с блаженным выражением на лице смотрите по телевизору какую-то костюмную драму, героиню в той драме играет как раз Джейн Шеридан.

- Классный "мундир" смастерил себе ортодонт Стил, сосед Лэнга по этажу - с помощью блестящей клейкой ленты. Вообще, тоже очень точное попадание в образ, если сравнивать с романом, вплоть до прямого пробора на голове. В фильм даже включили его склонность к "инсталляциям" с использованием трупов.

- Почти пустая автостоянка, которую нам показывают ближе к концу фильма, сначала вызвала у меня почти негодование: как же так? Ведь у Балларда по истечение этих трех месяцев со стоянки вообще мало кто выезжал, на ней почти не было пустых мест. А потом мне подумалось, что создатели фильма таким образом намекнули нам, что часть жильцов все-таки покинула высотку, т. е. они (режиссер и ко) попытались обойти ту смысловую ловушку (никто никуда не уезжал, как бы тяжело ни было), которая лишает эту историю необходимой правдоподобности.

- Эпизод, когда Уайлдер находит в квартире Шарлотты магнитофон и записывает свой голос, является почти дословной цитатой из книги: за минуту с небольшим нам показали, как он скатывается от членораздельной речи (он несколько раз называет свое имя) до животного рычания. Это могло бы послужить шикарной иллюстрацией к общему изменению его личности на фоне происходящего в высотке, если бы не...

И тут мы плавно переходим к спорным моментам.

Я уже говорила, что, на мой взгляд Роберту Лэнгу (Хиддлстон) больше повезло, с тем, как прописали его историю и мотивы в сценарии этого фильма, чем двум другим центральным персонажам. На него даже "перенесли" действия, которые у Балларда числятся за другими персонажами: стены в светлый (белый) цвет красят неназванные обитатели верхних трех этажей, а "боевую" раскраску на своем теле делает Уайлдер (правда не с помощью краски, а кровью и губной помадой). И раз уж речь зашла о нем: в романе ключевое слово, которым можно описать поведение и стремления Ричарда Уайлдера (Эванс) - "вверх!". У него амбиции, он упертый, его отбрасывают назад, ему ставят преграды и пытаются указать его место, но он со звериным (к финалу почти буквально) упорством лезет вверх, на 40-й этаж. Все вопросы социального неравенства и проблемы высотки для него лишь средство, чтобы подняться еще на один пролет или, если повезет, этаж - вверх! Про жену и детей он вообще очень быстро забыл - ему нужно наверх! В фильме этого лейтмотива нет, зато на передний план выводится озабоченность Уайлдера теми самыми вопросами неравенства и пр. После прекрасного в своей красноречивости эпизода с магнитофоном (см. выше) следует несколько притянутый за уши разговор Уайлдера с Лэнгом, где первый снова говорит как вполне разумный человек, внятно и отчетливо. Все рыки, записанные на пленку - псу под хвост. История деградации личности книжного Уайлдера выброшена в мусорное ведро. Очень жаль, если честно, Эванс бы это сыграл.

Еще больше в этом плане не повезло архитектору Энтони Ройалу (Айронс), а с ним за компанию - его соседу, гинекологу Пангборну (Пьюрфой). В романе оба они - весьма амбициозные люди, но, в отличие от Уайлдера, они уже наверху, поэтому они занимаются тем, что ищут пути, как более эффективно управлять и манипулировать людьми, живущими на остальных 39 этажах высотки. Сначала они сотрудничают друг с другом, разрабатывают определенный план (часть его Пангборн озвучивает в фильме), а потом начинают соперничать, выясняя, кто из них больший альфа-самец в этом здании. В фильме же между ними вклинивается персонаж, которого нет в романе, и которого я категорически считаю жирным минусом экранизации. Речь о неком помощнике Ройала по фамилии Симмонс. Фигура совершенно лишняя, на мой взгляд, отрицательно повлиявшая на динамику отношений между Ройалом и Пангборном, из-за чего эти двое получились более гротескными (особенно второй, вечно пьяный, с брезгливым выражением на лице) и менее убедительными. Повторюсь - а жаль, и Айронс, и Пьюрфой вполне способны сыграть тех героев, которых придумал Баллард, пусть даже в купированной для экранизации версии.

И еще о минусах-недостатках этого фильма:

- Невнятный ритм. Действие то сильно тормозит в совершенно не ключевых моментах, то несется вскачь там, где стоило бы развернуться и показать более широкую и подробную картину (в первую очередь это касается почти ускоренной перемотки двух с чем-то месяцев деградации здания и его обитателей. Не помогает делу и музыка (каверы на песню ABBA - жирное исключение), не во всех значимых эпизодах она срабатывает нужным образом.

- Пространство. Высотность нам показывают большей частью панорамной съемкой снаружи здания (и хорошо показывают, надо признать). Внутри же всё пространство получается не вертикальным, а горизонтальным: длинные коридоры, широкие балконы, бесконечные стеллажи в супермаркете, уходящие в никуда отражения в зеркальных стенах частного лифта - все по горизонтали. Короткие проходы героев по узким лестницам и номера этажей на стенах, на табло лифтов, на дверях квартир и в рекламных объявлениях в супермаркете положение не спасают. Несмотря на все эти напоминания, очень трудно было представить себе, что речь идет о 40-этажном здании. Один только раз (!) на несколько секунд показали, как падает какой-то мусор в колодце лестничных клетки - получилось не очень убедительно.

Вот, в общем-то, и всё. Простите за много букв.

Джеймс Пьюрфой, Люк Эванс, Джереми Айронс, high-rise, книги, Том Хиддлстон, фильмы

Previous post Next post
Up