Театральное

Apr 20, 2015 09:18

"Антигона" в Театре Луны (по трагедии Софокла).
Ходила первый раз. Весь вечер не отпускало чувство, что у спектакля должно быть другое название - "Креонт". Эвклид Кюрдзидис, на мой взгляд, перетянул на себя почти все одеяла покрывала, что были на сцене. Правильно это или нет - не знаю.

Пометка на полях: текст (перевод Ф. Ф. Зелинского) без тренировки местами очень сложно воспринимать на слух, но это уже дело привычки (по пьесам У. Шекспира сужу).

*****
Раз уж речь о Шекспире. "Гамлет" в телеверсии BBC 1980 года с Дереком Джекоби в заглавной роли и Патриком Стюартом в роли Клавдия.
Принц датский в исполнении Джекоби будто рассказывает свою историю после того, как она завершилась (знаете, бывают такие мистические рассказы или повести от первого лица, где в финале выясняется, что это самое первое лицо до финала-то и не дожило). Он не просто смотрит в сторону в тех эпизодах, где по тексту Гамлет либо говорит сам с собой, либо размышляет вслух - этот Гамлет разговаривает со зрителем, смотрит прямо в камеру, ведет не монологи, а диалоги. Интересный момент: в сцене разговора с Офелией, когда король и Полоний прячутся, чтобы подслушать, Гамлет заглядывает за панели, словно знает, что там кто-то есть и у этих стен определенно есть уши.

Офелия (Лалла Уорд) мне тут поначалу не очень понравилась. При первом ее появлении в состоянии помутненного рассудка кажется, что она притворяется. И тут меня одолела мысль: а что если она на самом деле притворялась? Так же, как это делал Гамлет? В конце концов, факт ее самоубийства было спорным (допускалась возможность несчастного случая). Эту мысль я еще "покурю", уже с текстом в руках, а потом либо отброшу совсем, либо оставлю лежать в коробке с пометкой "как вариант, почему бы и нет".

*****
Еще пару слов о спектакле "Вид с моста" (A View from the Bridge).
Марк Стронг, конечно, хор-р-рош, чертяка, но я не о нем в этот раз. Никола Уолкер* сыграла жену главного героя, Беатрису, а Майкл Гулд - адвоката, хорошо знакомого с его семьей. Трудные роли им достались: сыграть людей, которые чуть ли не с самого начала видят и понимают (или догадываются на уровне подсознания), чем все закончится, знают, что практически ничего не могут сделать, чтобы этому помешать, и тем не менее пытаются что-то сделать. Как в скандинавских мифах, где все боги (и полубоги) знают, что дело закончится Рагнарёком, и тем не менее ведут себя так, будто у них есть выбор (и выход). Именно их героям я сочувствовала больше всего, если честно - как раз потому, что они все видели, многое понимали и ничего не могли сделать, как ни старались. Такое вот абсолютное бессилие в условиях полной или частичной вовлеченности - очень тяжелое бремя.







Вот эта сцена, на мой взгляд, одна из самых сильных в спектакле. Почти никто не двигается, весь "экшн" описывается словами ("она пошла туда, он вбежал сюда"), а напряжение в воздухе такое, что можно ножом резать.




И еще, конечно, "тот неловкий момент", когда все в очередной раз собрались за обеденным столом и не знают, о чем говорить. После каждой реплики, какая бы безобидная она не была, повисает напряженная пауза, которую заполняет только неизвестного происхождения ритмический звук - то ли метроном, то ли секундомер, то ли пульс.

И просто пометки на полях: из-за минимализма декораций и пары сцен (в начале и в финале) очень и очень вспоминался донмаровский "Кориолан".

* Никола Уолкер играла мать главного героя в "Загадочном ночном убийстве собаки", получила за нее премию Оливье.

Никола Уолкер, Майкл Гулд, Марк Стронг, Патрик Стюарт, фильмы, Дерек Джекоби, Лалла Уорд, Уильям Шекспир, театр, Эвклид Кюрдзидис

Previous post Next post
Up