Храмовый комплекс села Завидова состоит из двух церквей, колокольни, музеев и хозяйственных построек. В Успенской церкви крестили мою прапрабабку, там же она, по-видимому, венчалась и крестила младших детей, так что ехала я в Завидово с личным интересом. Насколько мне известно, это единственная сохранившаяся и действующая церковь из всех тех, прихожанами которых были мои предки до революции.
Мы сперва зашли в летнюю церковь, она, видимо, всегда открыта, а зимнюю открывают между богослужениями для экскурсий.
Летняя Троицкая церковь. Вид с колокольни (у меня в помещении фотоаппарат почти не снимает, поэтому даю ссылки на фото на "Соборах", если кому интересно:
вид от входа на алтарь). Построена в 1787 году. Неизвестно зачем пол выложен чугунными плитами (
фото плит, путеводитель подчеркивает, что на момент их укладки был еще в хорошем состоянии деревянный пол). До 1880-х годов была Михаило-архангельской. В советское время в ней был сначала склад зерна, а потом - стеклодувный цех (производство новогодних игрушек). Кроме пола и части росписей, из убранства ничего не сохранилось, часть икон была перенесена в соседнюю Успенскую церковь. Епархии здание вернули в 1990-е, отреставрирована и освящена церковь была в 2004 году.
К сожалению, то, что внутреннее убранство церкви не сохранилось, очень заметно. Когда я пыталась сформулировать свое впечатление от Троицкой церкви, ничего более подходящего, чем грубоватое "маттом-дом", мне в голову не пришло. Натаскано разного, разновременного и, скажем так, "экзотического". Полотенчики, подсвечники, камушки из святых мест, довольно разнородное и разной эстетической ценности. Из показавшегося лично мне интересным:
Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина - 7 декабря 1555 года, остров Столобный на оз. Селигер)
В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры. В скульптурных изображениях «
Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы».
Всякого такого греческого тоже некоторое количество есть, это не единственное:
"Христос в темнице", во втором храме тоже есть такая скульптура; я думала, что, во-первых, такие скульптуры остались только в музеях, а во-вторых, что это явления более северное, неожиданно было под Тверью такое увидеть.
Зимняя Успенская церковь (
вид из трапезной части,
вид на иконостас)
Построена в 1610-1620 гг. Капитально перестроена в 1853-1855 гг. Престола три: главный - Успения Пресвятой Богородицы, придельные: Архистратига Михаила и Пророка Илии. Замечательна (лично для меня) в том числе и тем, что хоть и была разграблена, однако священника в ней не было только с 1951 по 1955 годы, и то богослужения совершались мирянским чином. То есть, фактически она не закрывалась.
Росписи было сфотографировать нереально, но впечатление они оставляют сильное. Во-первых, расписывали, если верить путеводителю, все же, выпускники СПб Академии художеств, а во-вторых очень здорово по каждому из престолов подобраны сюжеты. Для успенского престола это сюжеты праздников богородичного цикла и сюжеты на строки Акафиста, для ильинского - ветхозаветные сюжеты, для архангельского - соответственно, явления ангелов. Единственная, кажется, (условно) получившаяся у меня фотография росписей:
Из ряда икон в проходе из трапезной части храма к главному престолу: Мельхиседек, царь Салима. Если икона в половину человеческого роста, представьте, какой толщины резные колонны.
В трапезной части храма стоит сень, под которой находился гроб с телом Александра I. Император умер 12 декабря 1825 года в Таганроге, но похоронен только 13 марта 1826 года.
Есть описание процессии: "Все ночлеги были в селах или городах, так что гроб всегда ночевал в церквах. Усердием местных жителей сооружались великолепные катафалки." Но то, что где-то буквально как святыню могут до сих пор хранить сень, под которой ночь простоял гроб императора, у меня просто не укладывается в голове. Если заглянуть под сень, можно увидеть изображение "Коронование Богородицы", который местный путеводитель называет "уникальным сюжетом иконографии", но он, конечно, не уникальный: про это можно
почитать в Википедии. На моей блекленькой фотографии не видно, но в самой, скажем так, картине, меня потрясли мертвенно-зеленые личики ангелов, я сначала не поняла, откуда там вообще мертвецы, и лишь приглядевшись заметила крылышки.
"Ковчег Завета"
Обе церкви и погост. Росписи на внешней стене храма у нас встречаются не часто. Справа от входа табличка - на ней не обычное "такой-то храм МП", а золотыми буквами по черному что-то вроде "такого-то числа этот храм посетил патриарх Алексий II". Подобную табличку золотыми буквами по мрамору я видела в Тутаеве (Романов-Борисоглебск), оказывается, это тренд.
Колокольня, вид со стороны церквей: построена в 1860-е, полностью разрушена в советское время, восстановлена в 2003 году.
С колокольни открывается очень красивый вид на поля в сторону речки Дойбицы
При храмовом комплексе действуют два музея: музей тракта Москва-Петербург и музей церковной истории.
В музее быта интереснее было бы, наверное, с хорошим экскурсоводом пройти, потому что воссозданные интерьеры избы, ямщицкого быта и пр. посмотреть интересно, но подписей, табличек и пояснений нет вовсе. Разве что обратили на себя внимание такие вот (монументальные) пасочницы:
В музее церковной истории самыми интересными оказались письма местных жителей.
Вот написанная почти каллиграфическим почерком записка прихожан в Райисполком. Вероятно, выбрали самого грамотного её писать, и всё же "кристин" и "из заплохаго". В этой записке нет такого, а в других письмах видно, как плавает написание мягких знаков, разговорная речь сквозит. Диалектолог, наверное, рассказал бы, почему так.
А вот самый короткий и с самым большим количеством ошибок документ - записка с перечислением обязанностей уборщика храма. Что там полагается выносить во время причастия, я так и не поняла.
Что мне любопытно, так это понять, насколько такой приход типичен для русской провинции, на мой питерский взгляд выглядит всё это несколько экзотично и диковато. Но я очень рада, что мне удалось побывать в месте, связанном с историей моей семьи, и месте очень красивом и интересном.