Лидер группы «Калинов Мост» уверен, что мы движемся к хаосу в любом случае - с митингами и без.
13 марта 2012, 20:12
Фото: РИА ‘Новости’
Текст: Кирилл Решетников
«Алиса», «Аквариум», «Пикник», «ДДТ». Их я продолжаю с удовольствием слушать. Мне кажется, они по-прежнему хорошо передают состояние общества», - сказал газете ВЗГЛЯД Дмитрий Ревякин, лидер легендарной фолк-рок-группы «Калинов Мост», только что выпустившей новый альбом под названием «Золотое толокно».
ВЗГЛЯД: Альбом «Золотое толокно» отчасти выглядит возвращением к прежним временам, когда музыка еще не была столь утилитарна, как сейчас...
Дмитрий Ревякин: Спасибо вам за такие слова! Это ваше замечание - бальзам для меня.
ВЗГЛЯД: В сравнении с предыдущим альбомом «Эсхато» новая работа кажется более ориентированной на какие-то исторические глубины, менее привязанной к современности. Соответствует ли такое впечатление вашему замыслу?
Д.Р.: Я давно мечтал, чтобы у нас появился такой вот развёрнутый гитарный альбом, с большими инструментальными вставками, с элементами сибирского арт-рока. Слава Богу, у нас это получилось, и я счастлив. А что касается смысла, то «Золотое толокно», действительно, имеет большее отношение к нашему континенту под названием Евразия и представляет собой попытку обозначить какие-то вещи, характерные и важные с точки зрения этой темы. Мы постарались выразить их так, как они нам виделись, занырнув при этом в историческую сферу.
ВЗГЛЯД: Может быть, именно поэтому новый альбом получился в целом жизнеутверждающим, опять же в противоположность мрачноватому «Эсхато».
Д.Р.: Ну, это ваше утверждение насчёт «Эсхато» я не буду комментировать - там как раз всё о другом.
ВЗГЛЯД: Я имел в виду, собственно, песню «Мать Европа», где упадок европейской цивилизации доходчиво обозначается уже во вступлении: старинная мелодия прерывается звуком бьющегося стекла.
Д.Р.: Ну а что тут такого? Это же просто констатация, там всё взято из газетных и телевизионных репортажей.
ВЗГЛЯД: Тем не менее, послушав эту песню, начинаешь верить в самые пессимистичные прогнозы. В связи с чем трудно удержаться от вопроса о том, что вы думаете о нынешнем ажиотаже вокруг якобы близкого конца света и принимаете ли эти разговоры всерьёз?
Д.Р.: Я с юмором отношусь ко всему этому давлению, исходящему из средств массовой информации и практикуемому различными сектами. По моему мнению, по-настоящему верующий человек всегда должен жить в неком предощущении конца, быть готовым к концу как своего личного существования, так и всего мира. Это нечто совсем другое, чем то, что нам навязывают.
ВЗГЛЯД: То есть давление, о котором вы сказали, не выводит вас из равновесия?
Д.Р.: Нет, конечно!
ВЗГЛЯД: Другой характерный тренд последнего времени - всплеск социально-политической активности, отразившийся, в том числе, и на музыке: некоторые критики уже празднуют возвращение остросоциального русского рока. Каково в этом плане самоопределение «Калинова Моста»?
Д.Р.: Это зависит от того, что считать остросоциальной музыкой. Для меня, например, остросоциальными являются вещи, которые посвящены человеческим отношениям. Тому, как эти отношения меняются и чего можно в дальнейшем ожидать от людей, которые, собственно, и составляют социум, наполняют его, транслируя свои мысли, объясняя свои поступки. А что касается рок-музыки... Дело в том, что нам просто выпало начинать в перестроечное время, когда страна жила ожиданиями. Рок тогда был по-настоящему востребован, он был на передовых позициях и местами очень точно отражал тогдашнее состояние общества. На сегодняшний день рок - нечто другое, это уже устоявшийся жанр со своим набором звуков, слов и клише, со своим способом примитивного образного мышления. А «Калинов Мост» с самого начала в большей степени занимался поиском гармонии между ритмом, мелодией и лирикой. Нас это всегда отличало, и мы старались этому следовать. Из таких приоритетов, конечно, не следует, что для нас исключены острые тексты - они появлялись и в начале нашей деятельности (например, в цикле «Вольница»), и позже - взять хотя бы альбом «Оружие» или тот же «Эсхато». Так мы реагировали на изменения, происходящие в мире. Но при этом мы никогда не забывали ни о музыке, ни о работе со словом.
ВЗГЛЯД: И всё же, если говорить о ситуации в целом, разделяете вы мнение, что злободневность и острота вновь стали характерной чертой актуальной отечественной музыки?
Д.Р.: Я в основном слежу за творчеством музыкантов, которые меня вдохновляли в более ранний период и с которых мы брали пример, таких как «Алиса», «Аквариум», «Пикник», «ДДТ». Их я продолжаю с удовольствием слушать. Мне кажется, они по-прежнему хорошо передают состояние общества. Что же касается молодых, то тут всё зависит от таланта и от того, насколько сильна их вера в то, что они делают.
ВЗГЛЯД: Много ли сейчас, по-вашему, тех, в ком такая вера действительно ощущается?
Д.Р.: Сейчас перед молодыми музыкантами стоят совсем другие задачи, нежели в своё время перед нами - попасть на радио, привлечь к себе внимание. Если мы больше думали о музыке, то они больше думают о маркетинге.
ВЗГЛЯД: Согласны ли вы с тем, что такое положение неблагоприятно для творчества?
Д.Р.: Конечно, это большая беда. Но так обстоит дело во всём мире, так что ничего удивительного. Всё есть, есть масса способов быть услышанным, есть средства распространения и доставки, есть Интернет. Нет одного - музыки.
ВЗГЛЯД: Есть ли у вас надежда, что она появится?
Д.Р.: Учитывая мнение, что всё развивается какими-то волнами или по спирали, можно надеяться. Но такого, как в 1980-е, конечно, не будет.
ВЗГЛЯД: В начале 2011 года вы представили
песню, посвященную событиям на Манежной площади, которые тогда были главной новостью. В связи с этим не могу не спросить, какие ощущения вызвал у вас недавний всплеск протестной активности перед выборами?
Д.Р.: Если говорить о простых, рядовых участниках этих выступлений, то я был рад тому, что люди могут иначе посмотреть на всё происходящее.
ВЗГЛЯД: Не возникло ли у вас впечатления, что мы движемся к хаосу?
Д.Р.: А мы всё равно движемся к хаосу, хоть с ними, хоть без них. Не обольщайтесь.
Comments
Рассуждения Дмитрия Ревякина о политике и истории вызывают гнев, недоумение, раздражение, даже презрение: этот поп-расстрига без печати интеллекта на грубом лице ещё смеет кого-то поучать. Интеллектуалы его на дух не выносят. На митинги не ходит, вечно ввязывается в какие-то истории, то Лимонов, то фон Сиверс, то сомнительные друзья - в общем, ни в людях, ни в партиях беспомощный Ревякин не разбирается, а потому слушать его выкладки, будь они по Белому движению либо по рок-музыке (он и в этом ничего не смыслит, оказывается!) просто утомительно, если не сказать смешно.
Вот такой образ - представление о лидере ‘Калинова Моста’ мессианского периода сложилось по его интервью за последние десять лет, несмотря на утверждение ведущих Нашего Радио, будто речи мудрого Ревякина растаскивают на цитаты. Циники, конечно, тут же ехидно поинтересуются, сколько он им заплатил за такой пиар? И добавят, что последнее интервью Дмитрий дал не без умысла: кажется, никто не остался в стороне от политики, даже БГ пришлось вылезти из лотоса хотя бы для виду, не говоря уже о Кинчеве, переосмыслившим своё отношение к власти, - негоже и ему, норовистому когда-то, продолжать отсиживаться за МКАДом.
Странное дело, ведь Ревякин не политический обозреватель и не аналитик, у него спрашивают, и он высказывает просто своё мнение по тому или иному вопросу. Глупостей не говорит. Может, в чём-то он мало информирован. Но Макаревича и осведомлённость не спасает от народного гнева. Значит, придирки из-за чего-то другого. Слишком самостоятельный. Не пишет баррикадных песен, не призывает к революции. А надо? Ревякин на своём месте и делает то, что умеет. Себя спасает, а заодно и нас. Себя - особенно важно. Оступится - и вся наша вера к нему пропадёт. Кто-то уже разочарован, сошёл с Калинова моста. С девушками понятнее: романтический образ с фенечками, с косичками вкружил голову на года, но чувство исчерпалось без подпитки. А вот чем Ревякин соратников разочаровал? Отходом от вольницы? Да непохоже. Может, с самими людьми что-то не то, ориентир потеряли, либо другие ценности стали привлекать.
По поводу конца Света.
Ревякин в этот бред не верит, а зря. То есть он готов к концу своего физического существования. Хотя опять же, кто определяет эти рамки? Наши представления о мире, мироздании трансформируются с течением времени. Дмитрий наверняка бы удивился сейчас, узнай, что теория круговорота воды в природе, истина, которую когда-то вбивали в головы, нынче признана ошибочной. Ему бы скооперироваться с Ильёй Чёртом: тот ему вывалит всё, что знает о Сфинксе Гизы и тайне времён. Да разве Дмитрий сам не чувствовал космических вибраций, когда был в сентябре на Урале и в Хакассии? Но, похоже, уже забыл, что у Иоанна Богослова сказано о конце Света: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» - никакого противоречия между Библией и последними научными открытиями.
© Zventa-Sventana, 2012