Билет на концерт 26.10.2013
Дождь. Задумчивый. Меланхоличный. Ныряю наугад в какую-то подворотню у Московского вокзала. Во дворе - никаких признаков указанного клуба, но по адресу должно быть где-то здесь. Оглядываюсь ещё раз. Слева решётка и ещё одна арка - в соседний крошечный дворик (вот уж действительно ‘дворы, как колодцы’). За мной неуверенно следуют две девушки. Они здесь уже были, но не помнят точно, какая дверь. Она без вывески. Полная конспирация.
За тяжёлой железной дверью - крутая узкая лестница вверх. Но ‘вверх’ - не всегда ‘to Heaven’. Там на площадке - цепь и столик. Отряхиваемся с дождя. Приветливая мадемуазель на входе протягивает билет в виде красивой тонкой графики. Справа - тесный, малюсенький гардероб. С трудом втискиваюсь туда, чтобы повесить на плечики куртку. Едкий дым, явно не сигаретный, уже душит и ест глаза (надо было противогаз захватить).
Интерьер клуба 'Spaces'
Вдоль площадки - диваны, и на цепи, свисающей с потолка, заманчиво покачивается прозрачная сфера. Внизу зал с крошечной сценой, баром под балконной частью и экраном на противоположной от сцены стене (там группа потом демонстрировала свой новый
клип на песню 'Anyway'). Далее - ещё одна лестница, ведущая в зал. Спускаться туда не стала. С балкона отличный обзор всех точек, кроме бара.
Что удивило сразу же: в зале были одни девушки. Это настораживало. Вроде не ‘A-ha’. И музыку ‘winona’ играет не слащавую, чтобы девушки в таком количестве зависали. Сексуальный элемент? Может быть. Правда, когда Иван Малежик попросил купить ему виски, ни одна не кинулась исполнять его волю (похвальная трезвость ума!). Трудно сказать, как там насчёт того, чтобы предлагать себя за кадром, но внешне обожание выглядело сдержанно-расчётливым, без экзальтации. Не поднеси стакан бармен (широкий жест гостеприимного клуба), так и остался бы Иван без вожделенного виски. Со своей стороны, музыканты щедро кидали недопитые бутылки с водой девчонкам перед сценой, те их ловили и тут же прикладывались к горлышку. По философии эроса: демиурги нисходили до девушек, а те до демиургов не восходили. Впрочем, провожать на поезд побежали. Но это куда дешевле (по затратам душевным), нежели разоряться на виски. Хотя если любовь всё время переводить на деньги, можно навечно остаться в неоплатных долгах.
Группа 'weloveyouwinona'
Но что же по музыке?
‘Winona’ ( полное название группы ‘weloveyouwinona’) - из категории русских англоязычных групп, прилично владеющих инструментом и по музыке ориентированных на западную рок-классику. Можно сравнивать их с кем угодно, считать неоригинальными, но выдают они качественный продукт. Собственно, дети рок и поп-музыкантов или тех, кто вырос на классическом роке, как раз вернулись к тому, от чего ушли, но с чего начинали их родители: с подражания или копирования западных образцов. Но дети это делают на качественно другом уровне: это уже не копирование, а продолжение традиций. Английский для них почти родной. И связь с русской культурой и тем более русским роком, где основа - язык, намного слабее. Башлачёва, например, многие не знают. Он плохо играл - значит, уже выпадает из сферы их интересов. А о чём он там пел - тоже мало волнует. Они нацелены не на прорыв - на успех. Это две совершенно разные задачи.
Вайнона Райдер в фильме 'Дракула Брэма Стокера'
Название ‘weloveyouwinona’ сразу ассоциативно отсылает нас к прекрасной Вайноне Райдер, исполнительницы роли Мины в фильме Фрэнсиса Копполы 'Дракула Брэма Стокера'. К слову сказать, это самая удачная киноверсия романа из всех существующих. И Вайнона Райдер там восхитительна. И музыка Ивана Малежика, как ни странно, по своему внутреннему состоянию вписывается в тему именно копполовского Дракулы. Это не тривиальный вампир вроде того, каким изображает его Клаус Кински или Уиллем Дефо, - у Копполы Дракула (в исполнении Гэри Олдмена) личность, великий христианский (православный) воин, проклявший Бога, потерявший душу (Мина, героиня Вайноны Райдер, её воплощение, любовь Рыцаря Света). Превратившись в результате своего отступничества в скитальца между миром живых и миром мёртвых, вынужденный подчиняться своей мерзкой природе, он, однако же, тоскует по прошлому в надежде изжить тяжкий грех.
Тоска, тоска по несбыточному - вот что сквозит в музыке ‘вайноны’. Тексты, несут ли они смысловую нагрузку или идут как вербальный фон? Рассматривать ли такие группы в контексте русской культуры? По языку - точно нет. В литературе, например, есть такое явление как авторы-неяпонцы, но пищущие на японском языке. Они выделены в самостоятельный раздел, поскольку этнически к Японии не относятся, но по языку к этой культуре принадлежат. Может, так же поступить и с рок-группами, тяготеющими к англоязычной культуре? Скажем, 'A-ha' вполне может оставаться норвежской группой, поскольку английский они используют чисто в коммерческих целях. Иное дело русский рок, где всё идёт от Слова. Хотя, похоже, что Слово это отмирает уже и в русской культуре.
© 2013 Zventa-Sventana