Михаил Борзыкин в 'Зале Ожидания' - 13.06.2013
Фото - Елена Разина
Три часа без перерыва. Мощно.
Нет, Борзыкин не отрабатывает - играет каждый концерт как последний, что не удивительно. Однажды даже ОМОН приезжал по чьей-то наводке, но тогда арестовывать было не за что. Хотя, скажем, на вчерашнем концерте Владимиру Владимировичу опять досталось. И интеллигентное 'блядь' вернулось в 'Заколотите подвал' на своё место. Конечно, Борзыкин не обветшал так, как его коллеги по цеху, вынужденные работать на поток, на износ, но это плачевная сторона любого дела, даже когда имеешь возможность зарабатывать на жизнь любимым трудом. Кроме того, у Борзыкина есть ещё одно преимущество: держит себя в форме. Оставаться привлекательным мужчиной в пятьдесят - это определённый труд и дисциплина, не всегда связанные с духовным ростом, но для глаза примечательные.
Из новых песен, в общем-то, на этот раз ничего не было. Кроме 'Вальса патриархов', которую уже представлял, кажется, на творческом вечере в 'Dada' почти год назад (31.08.2012). Такая же политически-ядовитая тема, как и всё остальное у бесстрашного трибуна. Но народу пришло немного. Лето - время фестивалей, полей, экспедиций. Да и политическая активность резко пошла на спад. Точнее, активность эта перетекла в другое качество: есть ведь и иные, куда более действенные способы изменять вокруг себя мир. И нередко такая деятельность сильнее любой власти. Но не для этого Борзыкин призван. Глашатай свободы и радикальных решений, много шутил в этот вечер, что надо бы с Турцией объединиться, едва ли на предмет отдыха или коллективного просмотра телесериала 'Великолепный век' - пляжная Турция удивила самосознанием и проявлением как раз той самой гражданской позиции, которой всегда не хватало нашему народу, чтобы добиваться своего...
О вертикале, привнесённой в государственное устройство Чингисханом и Ордой - известная песнь, но опять же Чингисханом какого периода. Уж больно тема неоднозначная. А вот пожелание беречь своих тараканов, не обтачиваться под стандарт и идеалы теперь уже нового, бездушно-бездуховного времени, что даже в игре слов отражается: 'Троица' Рублёва - дом на Рублёвке, - как раз на злобу дня. Девальвация, трансформация смысла, смыслов, обесценивание, подмена сущностей. Но разве скромное обаяние буржуазии не обольщает? Так уж и не хочется воспользоваться его соблазнительными благами? Но тут только Черчилль в утешение: ну ничего пока ещё не придумало человечество лучше сволочного капитализма. И vita nuova такая диктует свои условия нашим героям, вынужденным ради куска хлеба соглашаться на корпоративы, что по суровым рок-меркам почти проституция. А попытки найти общий язык с властью не дипломатией, а двуличием и предательством попахивают. Как и слишком большие заработки - признак попсы, ширпотреба. Тираж, одним словом.
Но вся эта интеллектульная часть, эти рассуждения, вербальные наслоения тонули в звучании музыки, от которой веяло космизмом Баха. И голос, у Борзыкина необычный, глубокий голос, мужской, как и его музыка. Мизантроп? Нет, слишком узко, мелко. Космизм не бывает мелким. Апологет Сатаны высшего порядка? Неожиданная характеристика в свете того, что личность, фигуру Борзыкина рок-исследователи трактовали всегда однозначно-однобоко: рок-плакат, рок-лозунг, рок-революционер. Даже филологи относятся к нему по причине этого плоскостного восприятия довольно прохладно, без интереса. Это не фонемная прелесть 'хару-мамбуру' Покровского и не поэтический масштаб Башлачёва. Агитки Борзыкина слишком прямолинейны, политизировано-конкретны с точки зрения поэзии. Копать вроде нечего. Всё предельно ясно. Мизантроп, атеист. Но если сатанист - то уже не атеист. Но в чём же тогда сатанизм выражается? В критике православных иерархов, государственной власти, в высмеивании того, как слова расходятся с делами - в сарказме, сатире, в медитативном монологе 'Обходи', в правде? Странный мизантроп. Людей не любит, но почему-то душа у него за них болит. Разве? Может, это такая революционная казуистика 'Мы наш, мы новый мир построим', а потом окажется, что новый мир опять для избранных? Борзыкин резок, в чём-то неправ, небезупречен тоже, но ещё никто не упрекнул его в том, что обманул, живёт не по совести, не отвечает за свои слова.
О чём ты задумался, Бог? Давай поговорим по душам.
Михаил Борзыкин в 'Зале Ожидания' - 13.06.2013
Фото - Елена Разина
В том, как Борзыкин воспринимает Бога, есть у него что-то общее с Яном Гилланом. Тот точно так же бунтует против посредников от церкви. По его мнению, общение с Богом должно быть напрямую, личным. И никто не вправе соваться и указывать, как и что ты должен понимать. Personal Jesus. Но у Борзыкина Бог даже не персона. Пожалуй, антропоморфный образ Бога он назвал бы умопорождённым, поскольку интеллектуально постичь Бога невозможно. Но ведь по вере Бог может открываться в любом виде. Сам же Борзыкин воспринимает Бога как энергоформу, информационное поле. И это вполне умопостигаемо. Повреждением ума не грозит. Но что же так раздражает Борзыкина в Библии? Видимо, смущает перевод, при котором что-то утратилось. Может, самое главное - дух. И у христиан остался мёртвый текст. Лишённый энергии. А значит, в таком тексте нет Бога. Тогда закат Европы закономерен. И, получается, трагическая судьба России тоже проистекает от ошибок перевода...
Сам же Борзыкин тщательно подходит к выбору слов - энергетически они у него все точно выверены, на своих местах. И в кажущейся простоте текстов наподобие пружины свёрнуты мощные сгустки энергии. Когда приходят в движение - бьют в цель без промаха. Осечек, как правило, не бывает. Поэтому, наверно, к нему такой интерес со стороны всевозможных политических объединений. Каждое почло бы за честь иметь под своим знаменем воина, так искусно владеющего энергией слова.
Что касается ненависти Борзыкина к женщинам (как к классу), точнее, тёмному (лунному) началу женской природы - это тоже красивая, эстетская бирка, в пару к ярлыку атеиста-сатаниста. На деле же, скорее всего, не ненависть, а издёвка оттого, что хотелось бы не снисходить, а общаться на равных (с женщиной-личностью), а они всё время разочаровывают своей приземлённостью. От этого страдал и Александр Кайдановский. Мужчина высокой интеллектуально-душевной организации, он романтизировал женщин, каждый раз обманываясь на их счёт. Ту же проблему (ведьм) решал и Андрей Тарковский, и в жизни, и в своих фильмах. Когда женщина недотягивает по содержанию - это на грани трагедии. Мужчина без неё, может, и состоится, но дело до конца не доведёт, а то и вовсе деградирует. Очень многое зависит от того, какая женщина рядом. Но кто что ищет. Иногда просто диву даёшься, наблюдая, как одна облагораживает, помогает обрести себя, а другая превращает того же самого мужчину в убожество, гробит как личность.
С другой стороны, ущерб тоже можно рассматривать как творческий элемент, способствующий становлению и восхождению. Вот и Махатма Ганди был убеждён, что мужчина просто обязан дать своей жене всё, чем владеет сам, поднять её до своего уровня, полностью быть ответственным за неё. Точно так же и женщина может поднять мужчину до себя, но только в том случае, если у мужчины есть потенциал, что бывает редко. Поэтому легче помыкать, чем восходить...
Михаил Борзыкин в 'Зале Ожидания' - 13.06.2013
Фото - Елена Разина
___
Примечание.
Апологетом Сатаны высшего порядка Борзыкина называл Андрей Бухарин в своём эссе 'Психическое телевидение',
опубликованном в журнале 'Rolling Stone' № 6' 2004, с.89.
О ненависти к женщинам - там же.
___
*
© Zventa-Sventana, 2013
© Елена Разина, 2013