Алексей Иванов: о творческих планах, новых направлениях в искусстве, поп-культуре и самоцветах

Jan 31, 2019 00:04

Сегодня в библиотеке имени В.П.Крапивина состоялась творческая встреча с Алексеем Ивановым. Первые его книги я прочитала еще учась в 10-11 классе, это были "Общага-на-крови", "Географ глобус пропил", "Блуда и МУДО"...Потом для меня настало время его документалистики: "Ёбург", "Горнозаводская цивилизация", которые направлены на осмысление уральской идентичности.
На встрече охват вопросов был максимально широк: от творческих планов автора до влияния попкультуры на развитие современной литературы, от двух видов магии драгоценных камней до метамодернизма как новейшего течения в искусстве. Вопросы задавали максимально разноплановые и большей частью действительно глубокие и умные. Хотя были и исключения. Когда человек встает и говорит: "Я такой-то, я хочу задать вам вопрос как писатель писателю" - это какой-то испанский стыд. Почему человек не чувствует уместности? Что изменится в сути вопроса от такого глупого и самонадеянного вступления? Как писатель писателю вопрос можно задать на круглом столе примерно равных по значимости личностей. А когда ты гость на творческой встрече с приглашенной знаменитостью - стоит хоть немного принимать во внимание контекст. С тобой встречу пока никто не устраивает. А ведь так формулировали ну минимум один из каждых 5 заданных вопросов.  Впрочем, я слишком долго говорю о глупых людях, лучше о сути беседы.
К сожалению, у меня с  собой не было блокнота, но я вышла из положения и писала на двух длинных чеках из "Читай-города". Вот краткие заметки по ходу беседы:

1) Метамодернизм - направление в искусстве, когда старый формат воспроизводится в игровой форме на новом уровне. В качестве примера А.Иванов привел в пример сериал "Террор" (я не смотрела), который в 2018 году сняли так, как мог бы в 80-е снять Спилберг. "Образно выражаясь, если в постмодернизме мы взяли куклу, разобрали её на части и приделали ноги одной к туловищу другой, то в метамодернизме мы говорим: "Да не хотим мы ломать кукол и сшивать их как-то по-другому. Мы этими ещё не наигрались, надо чуть-чуть обновить, добавить современные смыслы и играть дальше". Мой новый роман "Пищеблок" написан именно в метамодернизме. Мне просто хотелось вспомнить своё пионерское детство, но поиграть в него, добавив других смыслов.

2) Через современную поп-культуру чрезывчайно интересно осмысливать проблемы, которые волнуют общество. И самый актуальный инструмент худождественного осмысления действительности - это сериалы. Например, почему бешеную популярность приобрели "Ходячие мертвецы"? Фильмов и сериалов про зомби всегда было достаточно, но ни были узко нишевыми. Может быть, потому что это вовсе не антиутопия, как иногда говорят. Напротив, "Ходячие мертвецы" - это утопия. Идеальный мир современного инфантильного взрослого человека. Идеальный мир, в котором нет ответственности, нет обязанностей, а есть практически полная вседозволенность и враги, которые однозначно плохие и их надо убивать.

3) Герой нашего времени - это человек, чья личная драма совпадает с драмой современного ему общества. В этом смысле "Географ глобус пропил" - это роман не о педагоге, а о герое нашего времени. И если бы я сейчас задумал подобный роман, я не смог бы его написать, потому что сейчас я не смог бы найти героя нашего времени. Для того, чтобы появился герой - общество само должно сформулировать главную для него проблему, а современному обществу неинтересно оно само.

4) Нынешний писатель потерял сакральность, он больше не "инженер человеческих душ". Любое произведение уже не способно стать общезначимым, теперь оно - не более, чем частнаяистория частного человека. И мы вряд ли когда-нибудь вернем литераутрным произведениям тот статус, который они имели до эпохи интернета.
Еще лет 5-10 назад общество было логоцентричным, а сейчас - иконоцентричное. Слово перстало быть единственным аккумулятором смысла. И центр всё больше сменяется к производуствву картинок, а значит - к кинематографу.

5) Отвечая на вопрос, вдохновлет ли еще тема Урала и планирую ли я к ней возвращаться - вдохновляет. Может быть, что-нибудь и напишу, если не помнру прямо завтра. Например, про радиевую экспедицию 1911-1912 г.г на Ильменские горы, которую возглавлял академик Вернадский. В составе экспедиции были и самоцветчики - а это отдельная очень живая тема. Вы знаете, например, что было две магии самоцветных камней? Одна уходит корнями в финно-угорские легенды, где самоцветы - священные камни. Это магия окрестностей Полевского. А есть магия аграрная, которая уходиьт корнями в русские народные традиции. По ней самоцветные камни - это "плоды" земли, отсюда очень много ритуалов, сходных с действиями в кулинарии: "запекание" топазов, "прожаривание", кажется, агатов. Оставление угощения хозяину истощившейся жилы - обмен еды на еду. И даже распознавание камней на вкус.

А еще моя новая любовь - история российского речного флота, это, прежде всего, история судоходства Камы и Волги. Так что, да, реки - новая любовь, по ним тоже обязательно хочется что-нибудь написать.

6) Да, действительно, в молодости я писал фантастику, любил фантастику, входил в уральское общество любителей фантастики. И знаете, основатели его считали, что фантастика - это инструмент познания действительности. Но увы, постепенно стало понятно, что читатель ждет от фантастики одного - развлечения. И она утратила свое социальное значение и звучание, стала узко нишевой развлекательной литературой. Поэтому я давно ушел от фантастики как от жанра, но активно использую фантастику как прием - фантастических элементов очень много во большинстве моих произведений.

Творческая встреча продолжалась полтора часа, и, конечно, я записала не всё. Но разговор получился невероятно интеерсным, наполненным и наполняющим. Я вдруг вспомнила, что раньше я любила разговаривать о литературе, по-настоящему, взахлеб обсуждать книги, писать о прочитанном, закапываясь в многоуровневые подземные ходы смыслов. Я, кажется, не разучилась, но крепко подзабыла об этом. И хотела бы это вернуть. И вообще, не пойти ли мне на второе высшее?
А в самом конце была автограф-сессия и Алексей Викторович подписал мне "Горнозаводскую цивилизацию" - на сегоднящний день мою любимую его книгу.



литературное, события

Previous post Next post
Up