Эцйтецу Хайаши и его японские барабаны (и барабанщики)

Jul 15, 2016 02:47

Примерно за месяц до фестиваля я изучила программу и поняла, что больше всего хочу услышать японские барабаны тайко, а остальное - как получится. Видимо, я тогда так сильно этого пожелала, что всё сложилось как-то само собой. Я не просилась в ТЮЗ целенаправленно (потому что к моменту начала фестиваля уже подзабыла, кого я там хотела послушать и на какой площадке), но когда поняла, куда распределили - ужасно образовалась.
Эйтецу Хайаши и его ансамбль - это что-то невероятное. Самое близкое определение из тех, что приходят в голову - шаманы. Но какие-то особенные шаманы, японские :) И поэтому слово "шаманы" описывает их не полностью, должно быть какое-то японское слово-эквивалент..
Первый раз я слушала концерт из правой кулисы (если смотреть из зала). Звук за кулисы идет, конечно, не так мощно, как в зал, это я оценила уже потом. Зато я видела их лица близко-близко. А Микита Хасе и вовсе заходил между номерами в нашу кулису, выдыхал, брал другой инструмент и снова шел туда, в эту бурю звука и света. У него текла струйка пота по виску, блестели плечи, а на ногах были странные двупалые носки, похожие на варежки для ног.
Эйтецу Хайаши 64 года, из них 45 он играет на японских барабанах тайко. Кажется, для него время остановилось примерно в 40 лет. То есть лицо взрослое, безусловно, но фигура, пластика, сила и мощь - отнюдь не стариковские. Ансамбль исполнял три композиции: "Танец троих", "Монохром" и "Плодородие моря" на каждом из трех самостоятельных концертов (еще один был с симфоническим оркестром, но о нем позже). И каждый раз эти композиции звучали по-разному! Они были невероятные по силе, захватывали, уносили, гипнотизировали - и каждый раз были немного другими, знакомой оставалась только визуальная картинка- общая композиция на сцене и что-то вроде сопровождающего игру танца с отточенными движениями - чёткими, сильными, плавными - уводящими зрителя-слушателя всё дальше и дальше. Движения напоминали и танец, и тренировку воинов, часто барабанные палочки вдруг начинали казаться похожими на мечи.


Из-за кулис иногда было видно, что и сами барабанщики находятся близко к состоянию транса, запрокидывают голову и закатывают глаза. А барабан, стоявший за сценой в ожидании своей минуты, сам по себе гудел от напряжения. Он был обтянут очень толстой кожей, наверное, полсантиметра толщиной и обит двойным кольцом черных металлических клёпок. Я стояла близко-близко и осторожно держала руку на коже.
Во время исполнения композиции "Плодородие моря" Эйтецу Хайаши медленно, очень медленно и величественно выходил из-за кулис, поднимался на помост к огромному барабану, несколько секунд стоял перед ним, настраиваясь и как будто собираясь начать разговор. И наконец палочки и кожа начинали звучать.



В зале музыка звучала в животе и между ребрами, заполняла каждвый сантиметр тела. Ярко освещенный центральный барабан гипнотически пульсировал, заставлял сосредоточиться на себе, не отпускал внимание. А когда стихали последние удары, оглушала тишина и придавливало хлынувшим через крышу ТЮЗа космосом.
Во второй день фестиваля состоялась кульминация, апофеоз творческого взаимодействия, гимн музыкальной дружбе - совместный концерт Уральского академического симфонического оркестра и Эйтецу Хайаши. В первой части концерта оркестр сыграл Стравинского, "Весну священную", а вот вторая композиция, "Играющее небо" японского композитора Мацушиты, исполнялась совместно симфоническим оркестром и барабанщиком. И это было...мощно. Я хотела сначала написать "волшебно", но "волшебно" звучит слишком легко и необязательно. Представьте, что небо, смеясь, опрокинулось на вас иссиня-чёрными тучами, пролилось невидимым дождем, промочило насквозь ваше глупое, нежное, тёплое сердце и в конце взорвалось радужными искрами и торжествующим громом. И тогда будет немного похоже, хотя, конечно, совершенно не так.




Это было такое мощное шаманство, что даже погода на улице не смогла устоять - ведь звучало "Играющее небо", И все, кто зашел в зал после тридцатиградусной жары и палящего солнца, посмотрели после концерта на небо и увидели там веселые рваные тучи, подгоняемые ветерком. Я бы с радостью попросила нашаманить нам погоду обратно, потому что уж слишком небо разыгралось, пятый день не успокоится. Но фестиваль закончился, прекрасные барабанщики уехали. Придется справляться с небом и со всем остальным самостоятельно. Но я думаю, мы все справимся - ведь Эйтецу Хайаши и его ансамбль не просто сыграли, они распахнули какие-то невидимые двери, не то над всем городом сразу, не то внути каждого отдельно. Теперь непременно нужно справляться самим)

Фото - Георгий Мамарин

музыка, филармония, Безумные дни

Previous post Next post
Up