Прошло уже около месяца с моего приезда из Китая, и сейчас, окончательно отойдя от поездки, я напишу что-нибудь, пока ещё что-то помню. Мы не будем останавливаться на конкретных местах, городах и весях, а последовательно изложим различные аспекты общего субъективного впечатления о стране, по возможности иллюстрируя их примерами и фотографиями. За фотографии спасибо
smee-again, а за примеры - мне.
Дороги.
Первое с чем можно столкнуться, выйдя из аэропорта - это такси. И первое, что видно из такси - это дороги. Поэтому первым делом про транспорт. Дороги хорошие, но ездят по ним странно. Автомобили обязаны ехать на красный, если никого нет, а пешеходы, переходя дорогу на зелёный свет, обязаны уступать эту самую дорогу автомобилям, многочисленным скутерам, мопедам и велосипедам. Я сначала не понимал и матерился на водителей, потом понял: это в Европе преимущество всегда у слабого, а в Китае не забалуешь.
Такси
Оно дешёвое: по городу можно прокатиться, уложившись рублей в сто. Вам включат счётчик и дадут чек. Автобус стоит и вовсе десять рублей. А бензин дорогой: 35-40 рублей за литр. Парадокс.
Именно из-за дорогого бензина простые китайцы ездят на электрических скутерах, заряжая периодически их через розетку. А на машинах ездят только непростые китайцы, коих не так много.
Поезда.
Делятся на скоростные и не скоростные. И разница не только в скорости. Первые идут 300 км/ч, стоят в 3 раза дороже (но всё равно приемлемо). Вторые опаздывают на час, едут медленно, там полно народу, зато они как-то аутентичнее.
Найдите 10 отличий.
Паромы.
Распространены в Шанхае, так как город разделён на две неравные половины: на одной деловой центр, на другой - не-деловой центр. Паром для человека стоит пол-юаня, но если пройти метров 300 по набережной - такой же паром уже 2 юаня. Ещё дальше мы просто не пошли. По реке вдоль плывут баржи, одна за одной, а поперёк - паромы. И как они не сталкиваются - совершенно непонятно.
Велосипеды и скутеры.
Двухколёсный друг есть почти у каждого китайца. Велосипед - неотъемлемая часть китайского образа жизни.
Города приспособлены для них: специальные полосы, парковки, в подъездах домов - стоянки.
Кроме того, велосипед способен заменять и грузовые автомобили.
Очереди
Очереди имеют магическое свойство не превращаться в толпу при увеличении количества участников, в то время как в России толпа может начинаться уже с двух человек, а иногда и с одного. Очередь, сохраняя свою линейную структуру, быстро просасывается, поэтому очереди в Китае не так страшны, как кажется, глядя на них. Очереди бывают на вокзалах за билетами, на автобус. В Сучжоу на вокзале случается очередь даже за такси. И тогда специально обученные люди в униформе приходят на помощь, распихивая людей по машинам.
Контрасты.
Так как Китай очень быстро развивается, то присутствует огромный контраст между материальными атрибутами различных эпох. Небоскрёбы, шоппинг-центры, неоновые вывески как-то гармонично и мирно сосуществуют с узенькими улочками, разгуливающими по ним курами, деревенскими танцами на площадях, блошиными рынками, велорикшами.
Китайцы.
Китайцы отличаются от нас не только разрезом глаз. Вот несколько замеченных отличий, характерных более чем для одного встреченного нами китайца:
- Helpfulness (не могу придумать адекватного русского эквивалента). Если китаец не может вам помочь, он будет останавливать и просить других китайцев. Если и тогда не сможет, то ему будет как-то стыдно и невесело.
- Почти все китайцы, в том числе (и особенно) молодого возраста, носят очки. То ли у всех китайцев генетически обусловленные проблемы со зрением, то ли это потому, что китайцы вынуждены читать и писать мелкие иероглифы, то ли они экономят на свете и работают в полутьме, но это так.
- Китайцы, очевидно, считают личную жизнь малознакомых людей открытой и обсуждаемой темой. Следующие вопросы, ставящие в тупик, не один раз доводилось слышать от китайцев обоего пола: “Do you have a picture with your family?”, “Are you married?”, “Do you have a girlfriend?”, “Why not?”. Но и про себя они рассказать любят. Один товарищ заявил, что через год(!) женится. Хотелось ответить “How do you know?” или даже “I didn’t ask”, но сама уверенность в будущем и структурированность жизни поражает.
- Избыточность коммуникаций. Чтобы выяснить, как пройти на автобусную остановку, расположенную рядом в десяти метрах, китайцу нужно 2-3 минуты оживлённого разговора.
- Китайцы, похоже, вообще плохо понимают свой язык. Если даже с помощью наших китайских проводников попросить официантов принести горячий чай, а еду без перца, то они согласятся, но всё равно принесут чай со льдом и еду с перцем. И ведь не нарочно.
- Многие китайцы неохотно и с трудом отклоняются от усвоенных паттернов мышления. Мы пытались выяснить, как дойти пешком до соседней станции метро, но все настаивали на том, что нужно сесть в метро и доехать. Никто не мог понять, как можно ДОЙТИ до станции метро. Это же метро, туда едут.
- Специфично для Шанхая, но в возрасте примерно от 17 до 19 лет почти у всех китайцев мужского пола в этом городе сносит крышу: они внезапно превращаются в нечто эмо-подобное непоймичто неопределённого среднего пола. Тысячи их. Ночью они сидят в уличных парикмахерских и салонах красоты, вытеснив оттуда женщин, а днём спокойно ходят по улицам. Но это, видимо, быстро проходит, и в более старшей возрастной категории их уже не наблюдается.
Торговля.
На мелких улицах продают всё: шмотки, электронику, свистелки и перделки. Но в первую очередь, конечно, еду, причём в любое время суток. Распространена контекстная торговля: как только начинается дождь, все китайцы откуда-то достают зонтики и начинают их друг другу продавать.
Еда.
Гастрономическая рулетка: заказываешь блюдо по описанию на китайском (какие иероглифы выглядят более съедобно), потом пытаешься это блюдо съесть. Риск велик, если учесть, что во многие блюда любят класть полтарелки чистого red hot chili peppers.
Конечно, с помощью китайских проводников можно попросить не класть перец, но они всё равно положат.
Позитивный момент: чай в чайнике приносится сразу, бесплатно и независимо от заказа. Можно запивать острую еду, только так и выживали. Большое достоинство китайской еды - простота готовки. Все ингредиенты готовятся «вместе»: всё кладётся в кастрюлю и быстро варится. Или всё кладётся на сковороду и пару минут обжаривается. Удобно.
Культура.
Знаменитая тысячелетняя культура Китая закончилась, как только начался коммунизм. Если в России коммунизм ставил культуру на службу себе, и ради этого развивал в нужном режиму направлении, то в Китае решили, что ну её в пень, ещё деньги тратить. Пусть лучше китайцы работают. И китайцы работают. А культуру, ту самую тысячелетнюю, выпилили в своё время чуть менее чем полностью, и новую культуру запретили. И лишь в двухтысячных годах принялись усердно восстанавливать старую китайскую культуру: сады, парки, императорские гробницы. Ведь так можно привлекать туристов, и за всё брать весьма немаленькие деньги. И надо сказать, восстанавливают быстро и успешно. Такое ощущение, что китайцам всё равно: что ломать, что строить. Всё в кайф.
А вот новая культура так и не желает появляться, даже если власть заинтересована. Например, парк современных скульптур в Шанхае спроектирован каким-то французом.
Мы не могли остаться в стороне и поделились с китайскими товарищами нашей культурой:
Кунфу.
Культура при коммунизме всё-таки развивалась, но только физическая. Китайцы старшего и приклонного возраста приучены заниматься гимнастикой, напоминающей упражнения кунфу. Делается это под музыку, группой или поодиночке, часто с веерами, палками и т.д.
Чай.
Все китайцы, с которыми мы общались, дома чай особенно не пьют, да и вообще не являются фанатами этого напитка. Я специально взял с собой чайник (в Тулу со своим самоваром), но он не пригодился. Чтобы пить чай, существуют специальные места. И стоит это либо очень дорого, либо бесплатно.
Открытость.
В Китае хоть и капитализм, но коммунистический. Информационная закрытость присутствует. Местные интернеты огорожены Великим Китайским Файрволом. Он, конечно, обходится VPNами и прокси-серверами, но всё же. Недоступны многие службы гугля (какие именно - зависит от провайдера). В Китае вообще Интернет свой, местного производства. Финансовая закрытость так же видна: обмен валюты только в банках при заполнении специальной формы. Причём для резидентов Китая нужно указать, откуда у вас валюта.
Проблемы.
Китай развивается быстрыми темпами, это прямо ощущается, но в этом и проблемы. Юго-восток Китая слишком «overdeveloped», там буквально нет живого места: везде ступала нога человека. Всё застроено, распахано, огорожено и обжито. Везде заводы-пароходы: можно проехать на поезде сотни километров и не увидеть ни метра неосвоенной земли. Лесов нет, а людей слишком много. Огромная разница в уровне жизни между разными районами страны. На экологию, по мнению местного населения, правительство кладёт. Коррупция, говорят, запредельная. Но этим нас не удивишь.
Адаптация.
Так как мы жили у живых китайцев (но больше у китаянок), и говорили мы с ними по-английски, то мозги довольно быстро перестраиваются. Начинаешь думать на странной смеси русского и английского языков, используя наиболее подходящие и ёмкие конструкции из обоих. Иногда и вовсе пытаешься думать совсем на английском, и вполне получается. Через несколько дней начинаешь отчётливо отличать китаянок друг от друга, а потом иногда даже китайцев. Через две недели увиденные в аэропорту русские люди кажутся странными и какими-то «не нашими». В Шереметьево вместо больших русских надписей читаешь мелкие английские. Так и сам не заметишь, как станешь китайцем.
Образ жизни.
В крупных городах образ жизни, конечно, везде одинаков (в том плане, что он у всех разный), но один важный момент почти исключён из жизни типичного китайского горожанина: готовка. В забегаловках всё дёшево и часто круглосуточно, так что готовить нет смысла. У китайской студентки, у которой мы жили, не нашлось даже кастрюли, чтобы я приготовил нам всем на ужин плов. На юго-востоке отсутствует культура туризма: природы-то нет. Даже шашлыки люди делают вот в таких «крематорных» условиях:
Отношение к европейцам.
Европейцы - это как бы мы. И некоторые китайцы (особенно дети), вероятно, никогда не видели живых европейцев и очень нам удивлялись. Несколько раз с нами даже фотографировались, за что получали русские конфеты.
Disclaimer.
Имейте ввиду, что мы были только в определённом районе Китая (Шанхай и окрестные города), и ситуация в других регионах со всем вышеперечисленным может сильно отличаться от описанной.